Мониторинг российского законодательства за 2006г.

Мониторинг российского законодательства: 20 Июнь 2006г.

  1. Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 2006 г. N 7-П .По делу о проверке конституционности ряда положений статей 48, 51, 52, 54, 58 и 59 Федерального закона .Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. в связи с запросом Государственной Думы Астраханской области.
         Оспаривается конституционность положений Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в той части, в какой ими не допускается проведение предвыборной агитации за или против кандидата гражданами, не являющимися кандидатами, их представителями, представителями избирательного объединения, методами, требующими финансовых затрат, осуществляемых помимо избирательных фондов. По мнению заявителя, такое правовое регулирование несоразмерно ограничивает свободу мысли и слова и право граждан свободно производить и распространять информацию любым законным способом.
         Как пояснил Конституционный Суд РФ, федеральный законодатель, разрешая правовую коллизию между правом на свободные выборы, с одной стороны, и свободой слова и выражения мнений, с другой, обязан соблюдать баланс указанных ценностей. При этом граждане РФ, будучи носителями как активного, так и пассивного избирательного права, не могут рассматриваться лишь как объект информационного воздействия. Исключение для граждан возможности проводить предвыборную агитацию или отсутствие надлежащих законодательных гарантий ее реализации означали бы, по существу, отказ в праве реально повлиять на ход избирательного процесса, который в этом случае сводился бы лишь к факту голосования. Таким образом, обращенное к гражданам требование об осуществлении предвыборной агитации не иначе как за счет денежных средств избирательных фондов представляет собой ограничение форм и методов проводимой этими субъектами избирательного процесса предвыборной агитации, которое направлено на обеспечение равенства кандидатов и защиту прав и свобод других лиц, включая избирателей. Более того, запрет для граждан осуществлять самостоятельное, т.е. помимо избирательных фондов, финансирование предвыборной агитации обусловлен также необходимостью обеспечения прозрачности финансирования выборов как условия равенства кандидатов и свободного формирования мнения избирателей.
         В связи с этим Суд признал конституционными оспариваемые нормы Закона, запрещающие проведение гражданами предвыборной агитации за или против кандидата за счет собственных средств. При этом было отмечено, что ведение гражданами агитации против всех кандидатов, которая ранее была признана Конституционным Судом РФ допустимой, не является предметом рассмотрения этого дела.

  2. «По делу о проверке конституционности положений подпункта 1 пункта 2 статьи 2 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и части первой статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции статьи 12 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации») в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации и жалобой граждан М.Ш. Орлова, Х.Ф. Орлова и З.Х. Орловой». Постановление Конституционного Суда РФ от 15 июня 2006 г. N 6-П.
         Конституционный Суд РФ признал неконституционной норму Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской федерации", которая запрещала бесплатную приватизацию квартир для очередников, получивших социальное жилье после 1 марта 2005 года. Поводом для вынесения такого решения послужило обращение граждан, которым было отказано в приватизации квартиры со ссылкой на оспариваемое положение Закона.
         Поясняется, что федеральный законодатель, установив запрет на приватизацию жилых помещений, полученных по договору социального найма после 1 марта 2005 г., фактически поставил соответствующую категорию граждан в неравное положение с гражданами, успевшими получить жилье до указанной даты. Между тем различие в условиях заключения договора социального найма до и после этой даты носит формально-юридический характер, что не может быть положено в основу дифференциации правового регулирования указанных отношений. Таким образом, такой запрет, установленный в пределах общего срока действия норм о бесплатной приватизации, противоречит Конституции РФ и нарушает равенство прав граждан.
         Вместе с тем было отмечено, что законодательное регулирование, предусматривающее прекращение на определенном этапе процесса бесплатной приватизации, согласуется с целями социального государства, поскольку призвано сохранить часть жилищного фонда в государственной и муниципальной собственности для того, чтобы он мог быть использован для выполнения социальных функций в области жилищных отношений.

  3. «О внесении изменений в статью 26 Федерального закона «О ведомственной охране». Федеральный закон от 15 июня 2006 г. N 88-ФЗ.
         Внесенными изменениями действие Федерального закона "О ведомственной охране" распространено на подведомственные МВД военизированные и сторожевые подразделения, в частности, ФГУП "Охрана", подведомственное МВД России.
         Данный закон придает правовой статус работников военизированных и сторожевых подразделений сотрудникам ФГУП "Охрана", предоставляя им право на использование оружия, что позволит этим подразделениям полноценно выполнять свои обязанности по охране объектов, а также имущества физических и юридических лиц.

  4. «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» . Постановление Правительства РФ от 16 июня 2006 г. N 378.
         Наличие в составе семьи больного, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, является одним из оснований для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В перечень включены 11 форм хронических заболеваний с указанием кодов Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (десятый пересмотр).

  5. «Об исчислении налоговой ставки налога на добычу полезных ископаемых за май 2006 года». Письмо Федеральной налоговой службы от 19 июня 2006 г. N ММ-6-21/607.
         Приводятся данные, используемые в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 126-ФЗ для расчета налога на добычу полезных ископаемых в отношении нефти, за май 2006 года.
         При среднем уровне цен нефти сорта "Юралс" 64,33 долл. США за баррель и среднем значении курса доллара США к рублю 27,0579 значение коэффициента, характеризующего динамику мировых цен на нефть (Кц), определено как 5,7361. С учетом данного коэффициента налоговая ставка уменьшилась по сравнению с предыдущим налоговым периодом более чем на 82 рубля и составила 2403,4259 руб. за тонну (данные, применяемые для расчета налога на добычу полезных ископаемых за апрель 2006 г., приведены в письме ФНС России от 16 мая 2006 г. N ММ-6-21/498).

  6. «О порядке списания со счетов депо ценных бумаг ликвидированных эмитентов». Письмо Федеральной службы по финансовым рынкам от 15 июня 2006 г. N 06-ОВ-02-3/8946.
         Разъяснен порядок списания профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими депозитарную деятельность, со счетов депо ценных бумаг ликвидированных эмитентов.
         Депозитарий вправе проводить операцию списания со счетов депо ценных бумаг ликвидированного эмитента в порядке, определенном условиями осуществления депозитарной деятельности, после подтверждения органом исполнительной власти, осуществляющим ведение единого государственного реестра юридических лиц, информации о ликвидации юридического лица - эмитента.



  7. Источник информации: Система ГАРАНТ - законодательство с комментариями