Мониторинг российского законодательства за 2006г.

Мониторинг российского законодательства: 09 Июнь 2006г.

  1. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 мая 2006 г. N 16058/05
         Суть спора заключается в том, могут ли быть взысканы пени за несвоевременную уплату НДФЛ за счет средств налогового агента. Как пояснил Президиум ВАС РФ, поскольку пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, а в силу ст. 226 НК РФ обязанность по уплате в бюджет НДФЛ возложена на налоговых агентов, то пени являются способом обеспечения исполнения обязанностей по уплате этого налога именно налоговым агентом. Кроме того, подчеркивается, что пени являются правовосстановительной мерой государственного принуждения, носящей компенсационный характер, за несвоевременную уплату налога в бюджет. Поэтому они должны взыскиваться с того субъекта налоговых правоотношений, на кого возложена такая обязанность. При этом следует иметь в виду, что обязанность по уплате НДФЛ налоговым агентом возникает по общему правилу ранее, чем аналогичная обязанность возникает у налогоплательщика. Следовательно, взыскание пеней не с налогового агента, а с налогоплательщика (в случае неудержания с него налога налоговым агентом) не обеспечивало бы в полной мере возмещение ущерба государству от несвоевременной и неполной уплаты налога. В связи с этим Президиум не согласился с нижестоящими инстанциями, которые со ссылкой на п. 9 ст. 226 НК РФ признали, что уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается. Ссылка на указанную норму не может быть признана обоснованной, поскольку она предусматривает недопустимость уплаты налоговым агентом налога за счет его средств. В спорном же случае имеет место не уплата налога налоговым агентом, а принудительное взыскание пеней. Таким образом, пени за несвоевременную уплату не удержанного с налогоплательщика НДФЛ могут быть взысканы с налогового агента за счет его денежных средств и иного имущества.

  2. Письмо Минфина РФ от 25 мая 2006 г. N 02-14-10а/1354
         Разъяснен порядок перевода нефинансовых активов, полученных учреждениями безвозмездно от юридических и физических лиц с внебюджетной деятельности на бюджетную, в рамках которой указанные активы используются. Решение по переводу нефинансовых активов с внебюджетной деятельности на бюджетную деятельность принимает главный распорядитель бюджетных средств, на которого в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 распространяются указанные полномочия, при условии наличия утвержденных объемов ассигнований, необходимых для содержания данных активов. Приведены бухгалтерские записи, которыми оформляются операции по переводу нефинансовых активов.

  3. Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 6 мая 2006 г. N 03-03-04/2/134
         Расходы на оформление и выдачу однократной, трехразовой и годовой виз, в том случае, если по сложившимся обстоятельствам командировки не состоялись, не могут быть учтены в составе расходов в целях налогообложения прибыли. Стоимость виз, предназначенных для выезда в зарубежные страны с целью служебных командировок, оплаченных организацией сотрудникам, не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом. Отмена командировок не изменяет квалификацию данного вида выплат физическим лицам, которые не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом.

  4. Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 4 мая 2006 г. N 03-05-01-04/111
         По вопросу налогообложения операций с беспроцентными векселями банка налогом на доходы физических лиц указано, что если вексель является беспроцентным, дохода у физического лица - первого векселедержателя не возникает. При этом у банка, оплачивающего предъявленный к платежу собственный вексель, не возникает обязанностей налогового агента.
         При оплате банком предъявленного к платежу собственного векселя физическому лицу, не являющемуся первым векселедержателем, обязанностей налогового агента также не возникает. При этом у физического лица, получающего платеж по векселю, возникает доход, равный всей вексельной сумме, в связи с чем физическое лицо должно самостоятельно представить в налоговый орган декларацию и исчислить налог.



  5. Источник информации: Система ГАРАНТ - законодательство с комментариями