Мониторинг российского законодательства за 2006г.

Мониторинг российского законодательства: 06 Июнь 2006г.

  1. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Федеральный закон от 3 июня 2006 г. N 76-ФЗ.
         Вводится новый вид особых экономических зон - туристско-рекреационные особые экономические зоны, целью создания которых является развитие и эффективное использование туристских ресурсов в РФ. Определяются особенности создания, функционирования и прекращения существования особых экономических зон указанного вида, условия осуществления предпринимательской деятельности на их территории, а также механизмы государственного регулирования в данной сфере.
         В частности, туристско-рекреационные особые экономические зоны создаются на одном или нескольких участках территории РФ, при этом они могут находиться на территории нескольких муниципальных образований или включать в себя полностью территорию какого-либо административно-территориального образования.
         На территории туристско-рекреационной особой экономической зоны допускается разработка месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов.
         Правительству РФ предоставляется право определять виды деятельности, осуществление которых не допускается в особой экономической зоне. Также предусматривается возможность передачи ряда функций органа управления особой экономической зоной акционерному обществу, сто процентов акций которого принадлежит РФ.
         Федеральный закон вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования.

  2. Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ
         Устанавливаются правовые основы использования и охраны водных объектов. Предусматривается сохранение в федеральной собственности всех естественных водных объектов (рек, озер и так далее), а также таких искусственных водных объектов, как водохранилища и каналы. Определяются полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в области использования и охраны водных объектов. Регулируется вопрос о передаче осуществления части полномочий органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации за счет субвенций из федерального бюджета.
         Кроме того, Водным кодексом устанавливается порядок предоставления водных объектов или их частей в пользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование. По договорам водные объекты должны предоставляться в пользование за плату, а по решениям - бесплатно.
         Значительная часть Кодекса посвящена вопросам управления в области использования и охраны водных объектов. Такое управление предписывается осуществлять на основе бассейнового принципа. С этой целью выделяются 20 бассейновых округов, а также определяются речные бассейны, подбассейны и водохозяйственные участки. Особое внимание уделено планированию использования и охраны водных объектов, которое должно осуществляться в каждом бассейновом округе в соответствии со схемами комплексного использования и охраны водных объектов.

  3. «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации». Федеральный закон от 3 июня 2006 г. N 73-ФЗ.
         Согласно закону, Водный кодекс вступает в силу с 1 января 2007 г. При этом сохраняется действие выданных и заключенных до 1 января 2007 г. лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами до истечения указанных в них сроков. Вместе с тем устанавливается возможность по желанию водопользователей переоформить указанные документы на предусмотренные Водным кодексом договоры водопользования или решения о предоставлении водных объектов в пользование.
         Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статей 12 и 19, для которых предусмотрен особый порядок вступления в силу.

  4. «О признании утратившей силу части шестой статьи 234 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации». Федеральный закон от 3 июня 2006 г. N 72-ФЗ.
         Частью шестой статьи 234 УПК регламентируется порядок проведения предварительного слушания в суде первой инстанции, ходатайство стороны защиты о вызове свидетеля для установления алиби подсудимого подлежит удовлетворению лишь в том случае, если оно заявлялось в ходе предварительного расследования и было отклонено дознавателем, следователем или прокурором. Данное ходатайство может быть удовлетворено также в случае, если о наличии такого свидетеля становится известно после окончания предварительного расследования. Постановлением Конституционного Суда РФ от 29 июня 2004 г. N 13-П данная норма была признана не соответствующей Конституции РФ.
         Таким образом, решения по ходатайствам, заявленным со стороны защиты, о вызове свидетеля для установления алиби подсудимого будут приниматься в общем порядке, установленном для рассмотрения ходатайств о вызове новых свидетелей, заявляемых сторонами в ходе подготовительной части судебного заседания, что соответствует принципу осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон.

  5. «О внесении изменения в статью 155 Семейного кодекса Российской Федерации». Федеральный закон от 3 июня 2006 г. N 71-ФЗ.
         Согласно новой редакции статьи 155 Семейного кодекса приемной семье на содержание каждого ребенка ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных законами субъектов РФ. Ранее данный порядок и размер должно было определять Правительство РФ. Таким образом, данная норма приведена в соответствие с Федеральным законом от 6 октября 1999г. N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", согласно которому социальная поддержка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ.

  6. «О внесении изменения в статью 20 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Федеральный закон от 3 июня 2006 г. N 70-ФЗ.
         В соответствии с действующей редакцией статьи 20 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при достижении пенсионером возраста 80 лет увеличивается размер базовой части трудовой пенсии по старости (до 1800 руб. в месяц). При этом указанной категории граждан необходимо представлять в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, заявление о перерасчете. Изменениями предусматривается осуществление такого перерасчета без представления заявления, на основании данных, имеющихся у органа, осуществляющего пенсионное обеспечение.

  7. «О ратификации Соглашения об учреждении Евразийского банка развития». Федеральный закон от 3 июня 2006 г. N 69-ФЗ.
         Ратифицировано Соглашение, подписанное в Астане 12 января 2006г. Евразийский банк развития учреждается в целях содействия устойчивому развитию экономики государств - участников Соглашения, поддержания высоких темпов их экономического роста, развития и расширения торговых и иных форм экономических связей между ними, поощрения прямых инвестиций.

  8. «О порядке предоставления государственных гарантий Российской Федерации по заимствованиям, осуществляемым для обеспечения земельных участков инженерной инфраструктурой и модернизации коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства». Постановление Правительства РФ от 3 июня 2006 г. N 351.
         Гарантия предоставляется в обеспечение исполнения обязательств субъекта РФ или муниципального образования в части, составляющей до 50% суммы основного долга. При этом гарантия не обеспечивает исполнения обязательств принципала по уплате процентов за пользование кредитом, иных процентов, комиссий, а также штрафов и пеней за нарушение обязательств принципала.
         Определяются условия, а также перечень документов, необходимых для представления в Минфин РФ с тем, чтобы было принято положительное решение о предоставлении гарантии. Существенным условием соответствующего договора должно быть обязательство кредитора уступить в пользу РФ в лице Минфина РФ право требования кредитора по кредитному договору, иному обеспечению исполнения обязательств принципала по кредитному договору до исполнения Минфином РФ обязательств по гарантии.
         Срок гарантии определяется сроком исполнения обязательства, обеспечиваемого гарантией, увеличенным на 70 календарных дней. Кредиты, обеспеченные гарантиями, являются целевыми и направляются только на реализацию соответствующих проектов. Контроль за целевым использованием кредитов, обеспеченных гарантиями, осуществляет Росстрой.

  9. «Об осуществлении государственного контроля за процессом денатурации (введения денатурирующих веществ) этилового спирта и спиртосодержащей непищевой продукции и содержанием в них денатурирующих веществ». Постановление Правительства РФ от 3 июня 2006 г. N 349.
         К компетенции ФНС России дополнительно отнесено полномочие по осуществлению государственного контроля за процессом денатурации (введения денатурирующих веществ) этилового спирта и спиртосодержащей непищевой продукции и содержанием в них денатурирующих веществ.
         На организации, осуществляющие производство денатурированного этилового спирта (денатурата) и (или) денатурированной спиртосодержащей непищевой продукции и имеющие лицензии на производство, хранение и поставку произведенного этилового спирта, в том числе денатурата, и (или) на производство, хранение и поставку произведенной спиртосодержащей непищевой продукции, возложена обязанность по ведению журнала учета процесса денатурации (введения денатурирующих веществ) этилового спирта и спиртосодержащей непищевой продукции и содержания в них денатурирующих веществ.
         Контроль осуществляется должностными лицами управлений ФНС России по субъекту РФ и соответствующих инспекций ФНС России в форме плановых и внеплановых проверок по месту нахождения организации или ее обособленного подразделения, указанного в лицензии.
         При осуществлении контроля проверке подлежат: журнал учета процесса денатурации (введения денатурирующих веществ) этилового спирта и спиртосодержащей непищевой продукции и содержания в них денатурирующих веществ; произведенные денатурированный этиловый спирт (денатурат) и (или) денатурированная спиртосодержащая непищевая продукция на предмет выявления наличия и определения концентрации в них денатурирующих веществ или их смесей, содержание которых должно быть не менее: керосина или бензина - 0,5 % объема этилового спирта; денатониума бензоата (битрекса) - 0,0015 % массы этилового спирта; кротонового альдегида - 0,2 % объема этилового спирта.
         Постановление вступает в силу со дня официального опубликования.

  10. «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на отдельные виды бумаги и картона» . Постановление Правительства РФ от 2 июня 2006 г. N 340.
         Ставки вывозных таможенных пошлин на отдельные виды бумаги и картона установлены в размере 0% от таможенной стоимости.
         Постановление вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

  11. «О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности» . Постановление Правительства РФ от 29 мая 2006 г. N 333.
         Утверждено Положение о проведении военных сборов, определяющее виды военных сборов, порядок определения их начала и окончания; функции Минобороны России, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, их территориальных органов, осуществляющих воинский учет, по проведению военных сборов; порядок призыва граждан РФ, пребывающих в запасе, на военные сборы; порядок организации проведения военных сборов; порядок и размеры материального обеспечения граждан, проходящих военные сборы; права и обязанности должностных лиц организаций и граждан, связанные с проведением военных сборов.
         Под военными сборами понимается комплекс мероприятий по подготовке граждан к военной службе, проводимых в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах.
         Подготовка граждан к военной службе может проводиться в ходе: плановых занятий, учений, тренировок и практической работы по обслуживанию вооружения, военной техники и других материальных средств неприкосновенного запаса в соединениях, воинских частях (на кораблях), организациях Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов и военных комиссариатах; проверок боевой и мобилизационной готовности воинских частей и военных комиссариатов.
         Военные сборы подразделяются на: учебные сборы и сборы по проверке боевой и мобилизационной готовности воинских частей и военных комиссариатов.
         Призыв граждан на военные сборы осуществляется военными комиссариатами на основании указов Президента РФ. Решение о призыве гражданина на сборы оформляется приказом военного комиссара.



  12. Источник информации: Система ГАРАНТ - законодательство с комментариями