Бурный рост количества пользователей (как физических, так и юридических лиц) сети Internet (в России в настоящий момент их число превысило 40 млн.) закладывает основу бурного роста рынка электронной торговли, который уже сейчас составляет серьёзную конкуренцию традиционным методам реализации товаров
За счет исключения большего числа посредников, возможности продажи потребителям виртуальных товаров и услуг, а также снижения цикла жизни товара электронная торговля является весьма привлекательным методом конкурентной борьбы.
Однако, способы заключения договоров в данной сфере до сих пор слабо отрегулированы законодательством, что порождает ряд практических проблем, связанных с исполнением обязательств по договору. Рассмотрим кратко основные способы заключения договоров в сфере электронной торговли, оценим их преимущества и недостатки.
Способ №1: «оферта - акцепт». Данный способ закреплен в 435 - 443 ГК РФ и является основным и наиболее распространенным способом. В соответствии с данным подходом, если на сайте размещено предложение заключить договор с любым желающим, то оно должно расцениваться как публичная оферта. Принятие оферты (получение акцепта) является основанием для того, что бы считать договор заключенным. Именно определение момента отправки и получения акцепта в электронной форме, то есть момента заключения договора, является основной проблемой данного способа.
Способ №2: заключение договора с использованием интернет-аукциона. Данный способ потенциально может применяться при продаже любого имущества (за исключением ряда специфических товаров, для которых совершение сделки по отчуждению может быть несовместимо с их сущностью). Несмотря на то, что интернет-аукцион, является формой аукциона и, соответственно, в своей деятельности должен руководствоваться общими юридическими нормами, в его деятельности есть ряд существенных отличий: во-первых, необходимое по закону уведомление о проведении торгов в интернет-аукционах не производится; во-вторых, при организации и проведении интернет-аукционов не устанавливается обязанность сторон внести задаток; в-третьих, обязанность заключения договора между продавцом и выигравшим покупателем при проведении интернет-аукционов также не устанавливается.
Способ №3 заключение договора с использованием интернет-магазинов. Данный способ основывается на базовых нормах ГК РФ, которые едины для всех видов договоров. При практической реализации данного способа основной проблемой является идентификация субъектов отношений
Опубликовано: 22 ноября 2012 года, 17:27.