Полнотекстовый поиск:




Если ссылка на документ, который Вас заинтересовал, не работает, сообщите об этом.

Новости и аналитика

ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ, ЭКСПЕРТИЗЫ И УТВЕРЖДЕНИЯ ПРОЕКТНО-СМЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

Разделы: Экономика и управление


В соответствии с «Инструкцией о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений» (СНиП 11–01–95) сметная документация является составной частью проекта на возведение строительной продукции и входит в проект в виде отдельного раздела.

Проект — это комплекс инженерных решений, оформленных в виде комплекта технико-экономических документов, расчетов, позволяющих судить о целесообразности и качестве будущего здания или сооружения. Он включает пояснительную записку, чертежи и сметы.

Работу по проектированию выполняют по договору с заказчиком проектные, проектно-строительные организации и другие юридические и физические лица, имеющие лицензионные права на проектирование.

В целях сокращения сроков проектирования и строительства объектов недвижимости в Санкт-Петербурге и упорядочения деятельности органов, осуществляющих выдачу исходных данных для проектирования, согласования (экспертизу) проектов, оформления разрешений на строительство, Правительство Санкт-Петербурга Постановлением от 27 июля 2004 г. № 1322 приняло «Порядок проектной подготовки капитального строительства в Санкт-Петербурге».

Проектная документация на строительство объектов разрабатывается на основе исходно-разрешительной документации, архитектурно-планировочного задания (АПЗ) Комитета по градостроительству и архитектуре (КГА) региона, задания на проектирование и других исходных данных.

КГА выдает АПЗ на проектирование по заявке заказчика (инвестора) в месячный срок со дня регистрации заявки.

Основными документами, регулирующими отношения сторон при проектировании, являются договор, заключаемый заказчиком с проектировщиком, и задание на проектирование. Рекомендуемый состав и содержание задания на проектирование приведены в приложении 16. Основные требования к заданию на разработку проекта застройки изложены в СНиП 11–04–2003 «Инструкция о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации». Задание на проектирование подлежит согласованию с КГА.

Вместе с утвержденным заданием на проектирование заказчик передает проектировщику исходные данные, необходимые для проектирования в соответствии с договором.

В зависимости от ответственности зданий и сооружений устанавливаются три категории сложности объектов и стадии их проектирования (проект и рабочая документация — проектирование в две стадии; рабочий проект — проектирование в одну стадию).

На основании согласованного и утвержденного проекта разрабатывается рабочая документация.

При одностадийном проектировании согласованию подлежит утверждаемая часть рабочего проекта.

Государственные службы, отраслевые ведомства и другие заинтересованные организации предоставляют технические условия и требования для проектирования объектов по заявке заказчика в срок не более 15 дней со дня регистрации заявки, часть которых используется при предпроектной подготовке (стадии) строительства объекта — ТЭО (технико-экономическое обоснование) или ТЭР (технико-экономический расчет) стоимости строительства для определения экономической целесообразности проектирования и строительства.

Проект и утверждаемая часть рабочего проекта на строительство объектов жилищно-гражданского назначения состоят из следующих разделов:

  • Общая пояснительная записка.
  • Архитектурные решения.
  • Конструктивные решения.
  • Технологические решения.
  • Решения по инженерному обеспечению и оборудованию.
  • Охрана окружающей среды.
  • Инженерно-технические мероприятия ГО ЧС.
  • Организация строительства.
  • Сметная документация.
  • Технологический регламент обращения со строительными отходами.
Сметная документация разрабатывается в соответствии с требованиями СНиП 81–01–2004 и МДС 81–35.2004. Состав проектной документации содержит сводный сметный расчет.

Правительство РФ Постановлением от 27.12.2000 № 1008 утвердило «Положение о проведении государственной экспертизы и утверждении градостроительной, предпроектной и проектной документации в Российской Федерации», в соответствии с которым проектная документация до ее утверждения подлежит государственной экспертизе независимо от источников финансирования и формы собственности объектов.

До утверждения и экспертизы проектная документация подлежит обязательному представлению на рассмотрение:

  • Главному архитектору Санкт-Петербурга;
  • в КГИОП;
  • в Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора Санкт-Петербурга (ЦГСЭН);
  • в Управление государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД);
  • в Управление садово-паркового хозяйства (УСПХ).
Государственную экспертизу проектов застройки и проектной документации на строительство объектов на территории Санкт-Петербурга проводят:
  • Северо-Западный филиал государственной экспертизы проектов МЧС РФ (по соответствующим объектам);
  • Служба Государственного строительного надзора и экспертизы в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26 октября 2004 №1747;
  • специализированные государственные экспертные организации.
Экспертиза объектов государственного значения проводится в Главном управлении государственной вневедомственной экспертизы (Главгосэкспертизе России).

В соответствующих министерствах и ведомствах действуют отраслевые экспертные подразделения.

Основная цель экспертизы — контроль соблюдения государственных норм и правил. Продолжительность проведения государственной и специализированных экспертиз устанавливается договором, но не должна превышать 30 дней. Для особо сложных объектов продолжительность экспертизы может быть увеличена, но не более чем на 10 дней.

По результатам экспертизы составляется заключение, которое является обязательным документом для исполнения заказчиками, проектными, подрядными и другими заинтересованными организациями.

Работы по экспертизе предпроектной и проектной документации оплачиваются заказчиком с отнесением данных затрат на главу 12 сводного сметного расчета стоимости строительства по нормативам от стоимости проектных и изыскательских работ (графы 7 и 8).

Требования к проектированию и строительству зданий и сооружений приводятся в строительных нормах и правилах (СНиП), состоящих из четырех частей, включающих соответствующие сборники:

  • Часть 1. «Строительные материалы, изделия, конструкции и оборудование».
  • Часть 2. «Нормы строительного проектирования».
  • Часть 3. «Правила производства и приемки строительных работ».
Действующая система ценообразования и сметного нормирования в строительстве включает в себя Часть 4 СНиП «Сметные нормы и правила», состоящую из отдельных сборников, например, сборники ГЭСН-2001, ФЕР-2001, ТЕР-2001 СПб. и др.

Утверждение проектной документации на строительство объектов в зависимости от источников финансирования производится:

  • при строительстве за счет бюджета Санкт-Петербурга — соответствующими исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга (после государственной экспертизы сводного сметного расчета, выполненного в составе рабочей документации на строительство объекта);
  • при строительстве за счет собственных средств заказчика (инвестора), включая привлеченные средства, — непосредственно заказчиком (инвестором).
Рабочая документация включает весь комплект рабочих чертежей, по которым выполняются все строительно-монтажные работы по запроектированному объекту.

Рабочие чертежи являются основой составления локальных и сводных ведомостей потребности в ресурсах, разработки локальных и объектных смет, входящих также в состав рабочей документации.

Раздел «Сметная документация» содержит локальные и объектные сметные расчеты, сметные расчеты на отдельные виды затрат, в том числе на изыскательские и проектные работы, сводный сметный расчет стоимости строительства и, при необходимости, сводку затрат. На основе сметной стоимости строительства заказчики и подрядчики по результатам подрядных торгов формируют договорную цену на строительную продукцию.

Договорная цена может быть окончательной или открытой, уточняемой по условиям договора в ходе строительства.

Определение стоимости строительной продукции, как правило, осуществляется в два этапа.
1. В составе ТЭО на предпроектной стадии разработки проекта. На данном этапе рекомендуется использовать укрупненные показатели базовой стоимости или данные проектов-аналогов. При этом учитываются резерв средств на непредвиденные работы и затраты и налог на добавленную стоимость.
2. В составе проектно-сметной документации определяется сметная стоимость строительства. Основанием для определения стоимости строительства служат проект, рабочая документация и соответствующая сметно-нормативная база.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27 июля 2004 г. № 1322 рекомендуется «Совмещенный график проектирования и строительства объекта».

Продолжительность проектирования по рекомендуемому графику с момента постановления Правительства и начала оформления АПЗ КГА до окончания разработки рабочей документации, включая смету, составляет почти 14 месяцев. Период строительства от отвода участка до окончания благоустройства и озеленения равен в среднем 22 месяцам.

В развитых странах вся подготовительная работа занимает 1 год (сначала приобретается земля, которая становится залогом).

Затраты на проектирование составляют в России 3–6% стоимости строительства, за рубежом (в развитых странах) — 12%.





Проекты: Экономика и управление | Право | Бухгалтерский учет и налоги |