В 2020 году в Санкт-Петербурге пройдут матчи финального турнира Чемпионата Европы по футболу Евро-2020. Чемпионат Европы по футболу УЕФА является одним из наиболее крупных и значимых европейских спортивных событий на настоящий день.
Подготовка к проведению в России данного мероприятия заключается не только непосредственно обеспечении формирования соответствующей инфраструктуры и в изготовлении сувенирной продукции и экипировки: мячей Чемпионата Европы 2020, спортивной формы и т.д., а также в имплементации в законодательство требований, предъявляемых УЕФА.
Одной из особенностей данного мероприятия является порядок выбора принимающего города на основании конкурсного отбора заявок от принимающих ассоциаций и стран, которые должны предоставлять государственные гарантии по различным вопросам в соответствии с требованиями УЕФА.
Для чемпионата 2020 года указанные требования касаются среди прочих предоставления гарантий, касающихся налогового законодательства (в виде, в частности, введения налоговых льгот, а также упрощенных и ускоренных процедур в этой сфере).
Как правило, законодательство, предполагающее введение необходимых налоговых льгот, зачастую является наиболее подробным и детализированным по сравнению с нормативно-правовым обеспечением реализации иных требований УЕФА касательно организации и проведения чемпионатов Европы.
В частности, если говорить о проведении предыдущих чемпионатов Европы по футболу, можно отметить два ключевых подхода: введение временных мер и внесение в налоговое законодательство постоянных изменений, позволяющих применять при необходимости специальный налоговый режим в отношении крупных спортивных мероприятий.
Например, в целях предоставления налоговых льгот при проведении Евро-2012 в Польше были освобождены от налога на прибыль юридические лиц и налога на доходы физических лиц на определенный период до конца 2012 года в отношении следующих лиц:
- УЕФА и создаваемые УЕФА юридические лица в целях организации и проведения Чемпионата Европы по футболу в 2012 году в Польше;
- физические лица, не являющиеся резидентами Польши и аккредитованные УЕФА или создаваемыми УЕФА организациями, которые осуществляют деятельность в целях организации Евро-2012 (в частности, выполняют работы или оказывают услуги).
Во Франции был реализован несколько другой подход: в Налоговый кодекс были введены положения, позволяющие вводить налоговые льготы и освобождения в отношении деятельности, связанной с организацией и проведением на территории Франции любых международных спортивных мероприятий, а не только Чемпионата Европы по футболу .
При этом такие международные спортивные мероприятия должны соответствовать следующим совокупным критериям:
- место проведения должно выбираться международным комитетом на основании заявления юридического лица публичного права или национальной спортивной федерации;
- мероприятие должно быть как минимум равнозначным по своему уровню чемпионату Европы;
- мероприятие должно быть организованным исключительно на территории Франции;
- мероприятие должно приносить исключительные экономические выгоды.
Таким образом, проведение на национальной территории чемпионата Европы по футболу требует пересмотра и дополнения национального налогового законодательства в части проведения крупных международных соревнований.