Полнотекстовый поиск:




Если ссылка на документ, который Вас заинтересовал, не работает, сообщите об этом.

Новости и аналитика

ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДИСТАНЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Разделы: Экономика и управление



Дистанционное обучение – это новая, особенная форма организации образовательного процесса. Главное отличие дистанционных форм обучения от заочного образования, с которым многие его ассоциируют, заключается в том, что при дистанционном обучении важным компонентом является интерактивность.

В качестве основных предпосылок, которые создают условия для активного применения системы дистанционного образования в сфере высшего и дополнительного образования называют:

  • увеличение количества активных пользователей ПК и мобильных устройств;
  • увеличение пропускной способности телекоммуникационных каналов доступа к сети Интернет;
  • активная информатизация и компьютеризация системы высшего и дополнительного образования;
  • формирование целевой аудитории, представители которой нуждаются в дистанционном обучении для удовлетворения своих образовательных потребностей;
  • сформированный рынок образовательных программ, применимых для дистанционного обучения, в т.ч. в области повышения квалификации специалистов.
В России также активно проходит процесс внедрения инструментов дистанционного обучения в очную форму обучения, что связано с тем, что новое поколение студентов отлично адаптировано к новым цифровым информационно-коммуникационным технологиям (студенту проще записаться на дистанционные курсы и пройти обучение, не отрываясь от своего смартфона, нежели ходить на лекции и практические занятия).

С ростом распространения форм дистанционного образования возрастает актуальность оценки его эффективности. Как правило, под эффективностью дистанционного образования понимают достижением тех или иных педагогических, экономических и социальных целей, которые ставит перед собой общество, образовательное учреждение или обучающейся.

Социальная составляющая отражает, насколько данная форма обучения востребована разными социальными группами населения, разными слоями общества, насколько она доступна людям по сравнению с традиционными формами, насколько она демократична и приемлема. Другими словами, насколько оправданы более высокие материальные затраты, при условии, что данная форма обучения востребована или мало востребована населением. Нужно иметь в виду и отдаленные результаты: как скоро можно ожидать окупаемости затраченных средств? В системе образования эти результаты должны рассматриваться, как в близкой, так и в отдаленной перспективе.

Что касается экономической составляющей, давно подсчитано ведущими странами, где эта форма обучения уже обрела права законного гражданства, что с учетом не только перспективы, но и текущих расходов, несмотря на значительные первоначальные затраты, система дистанционного обучения оказывается значительно менее затратной. Это объясняется очень просто: устраняются расходы на организацию постоянного кампуса (общежитий для студентов со всей инфраструктурой), на транспорт, на тиражирование учебных пособий. Люди могут совмещать обучение с работой, им не нужно покидать свои семьи и многое, многое другое, что составляет обустройство человеческой жизни, не говоря уже о психологических факторах.

Под педагогической эффективностью учебного процесса важно понимать достижение поставленных целей образования и профессионального развития, умение решать наименьшие проблемы, труд и силу студента и учителя и обеспечивать достаточную устойчивость конкурентоспособность на рынке труда на будущее, возможность дальнейшего обучения в период прогнозируемого периода. Это понимание эффективности преподавания обучения с понятием качественного обучения. Для определения уровня педагогической эффективности необходимо применять два вида показателей: показатели педагогической эффективности для обучающихся; показатели педагогической эффективности для преподавателя.

Таким образом, основные подходы к оценке эффективности дистанционных форм обучения в сфере высшего образования основаны на оценке педагогической, экономической и социальной составляющей.





Проекты: Экономика и управление | Право | Бухгалтерский учет и налоги |