Страница 1, всего страниц: 10 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 Орловская Региональная Академия Государственной Службы Кафедра теории и истории государства и права ГРОМОВ А.В. Таможенные режимы как административно-правовой регулятор внешнеэкономической деятельности дипломная работа студента факультета юриспруденции Научный руководитель: к.ю.н., доцентОрлов И.В. Орел 2001 Содержание стр. |
Введение | 3 | Глава 1 Административно-правовые режимы как институт административного права. | 6 | 1.1 Административные режимы, общая характеристика | 6 | 1.2 Таможенный режим как вид административно-правового режима | 26 | Глава 2 Таможенные режимы | 33 | 2.1 Основные таможенные режимы | 33 | 2.2 Таможенные режимы переработки | 51 | 2.3 Специальные таможенные режимы | 57 | 2.4 Иные таможенные режимы | 68 | Заключение | 74 | Список литературы | 77 |
Введение Актуальность темы Либерализация сферы внешнеторговых отношений, отказ от государственной монополии, а также предоставление предприятиям права самостоятельного выхода на внешний рынок потребовало юридической регламентации нового порядка взаимоотношений участников внешнеторговых операции и уполномоченных государственных органов. Принятый в 1993 году Таможенный кодекс Российской Федерации1(далее – ТК РФ) во многом способствовал устранению пробелов в законодательстве, введя в законные рамки и упорядочив возникшие правоотношения в области внешней торговли. Таможенные режимы, являясь важнейшим институтом таможенного права, согласно ст. 22 ТК РФ, определяют порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России. В настоящее время в Российской Федерации в соответствии со ст. 23 ТК РФ действуют 15 видов таможенных режимов, каждый из которых представляет собой систему правовых норм, регулирующих разнообразные правоотношения в сфере ВЭД. Таможенные режимы являются серьезным инструментом в руках государства, позволяющий ему выстраивать внешнеэкономические и политические отношения с окружающим миром, во многом определять направление развития внешней торговли и ее качественное содержание. В этой связи законодательные усилия государства, направленные на углублением юридической регламентацией порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, позволяют создать более понятную и эффективную систему таможенного оформления, упорядочивает и стимулирует внешнеэкономическую деятельность, снижают количество правонарушений, связанных с уплатой таможенных платежей, обеспечивают достойное представление страны в современном мире. Историографический обзор Научной базой данного дипломного исследования являются разработки отечественных ученых, где на теоретической основе описывается природа административно-правовых режимов (Тихомиров Ю.А. 1998г.), дается характеристика административных режимов как института административного права (Розанов И.С., 1996г.), а также исследуются особенности каждого конкретного вида административных режимов, условия их применения, дается определение места и роли таможенных режимов в системе административного права (Бахрах Д.Н1., Кармолицкий А.А.). На уровне исследования таможенного законодательства, изучались работы (Дюмулен И.И., Лодыженский К.Н., Менделеев Д.И., Сандровский К.К., Максимцев Н.А., Габричидзе Б.Н., Драганова В.Г., Козырина А.Н.), в которых раскрывается юридическая сторона функционирования существующих видов таможенных режимов, исследуются особенности и условия их применения на практике. На уровне изучения проблемы эффективности таможенных режимов, оптимизации их количества всесторонних исследований не проводились. Цельдипломного исследования состоит в изучении таможенных режимов как института таможенного права, выявлении наиболее используемых видов таможенных режимов и рассмотрение возможностей оптимизации их количества. Исходя из этой цели были поставлены следующие основныезадачидипломной работы : §раскрыть теоретические основы и природу административно-правовых режимов; §исследовать таможенные режимы как разновидности административно-правовых режимов; §выявить особенности и проблемы применения таможенных режимов на практике; §на основе развивающейся теории и практики предложить варианты оптимизации использования таможенных режимов. Объектомисследования является порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России, его юридическая регламентация. Предметомисследования выступают таможенные режимы как регуляторы внешнеэкономической деятельности. Методологической базойдипломной работы являются общие и специальные научные методы. Использованы диалектические методы познания, методы анализа и синтеза, сравнения и обобщения, историко-логические подход к рассмотрению объекта исследования. Перечень материалов, использованных в ходе изучения проблемы: Законы Российской Федерации и ряда зарубежных стран, указы Президента и постановления Правительством РФ, регулирующие сферу внешнеэкономических отношений, а также инструкции Государственного таможенного комитета РФ. Фактологической базой выступили материалы Орловской таможни. Структура работыобусловлена целью исследования и состоит из введения, двух глав, включающих пяти параграфов, заключения и списка литературы. Положения, выносимые на защиту §административно-правовые режимы являются частью общеправового режима; §таможенные режимы реализуются как один из видов административного режима; §таможенные режимы, являясь регулятором ВЭД, требуют совершенствования своей правовой регламентации в целях развития внешней торговых отношений. Глава 1 Административно-правовые режимы как институт административного права 1.1 Административные режимы, общая характеристика Рассмотрение различных видов таможенных режимов, условий и особенностей их функционирования в процессе осуществления внешнеэкономической деятельности невозможно без выявления и анализа правового фундамента, на котором строится вся система административно-правовых режимов. Самым общим понятием в этой системе выступает правовой режим, как основа любой регламентированной законом деятельности. В современной юридической литературе даются различные определения данного понятия. Так, например, И.И. Матузов и А.В. Малько в содержательной статье по данному вопросу рассматривают правовой режим как особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности или неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права. Это система условий и методов осуществления правового регулирования, как бы "распорядок" действия права, это -функциональная характеристика права. Вместе с тем, Д. Н. Бахрах под правовым режимом понимает совокупность правил, закрепленных в юридических нормах, регулирующие определенную деятельность людей. Специальное правовое регулирование связано с объектами деятельности (режим наркотических, автотранспортных средств, культурных ценностей и др.), временем и местом ее осуществления, спецификой самих действий, а чаще всего – сочетанием этих факторов. Понятие правового режима сопоставимо с понятием правового статуса. Последнее означает права и обязанности субъекта, связывает их с какими-то лицами, а правовой режим характеризует деятельность и с нею связывает права и обязанности ее участников. Правовой режим– это комплекс общественных отношений определенного вида деятельности, закрепленный юридическими нормами и обеспеченный совокупностью юридико-организационных средств. Он задается параметрами двоякого рода: во-первых, особой специальной значимостью общественных отношений, их специфическими целями и задачами; во-вторых, использованием особых принципов, форм и методов деятельности, отражающихся в системе прав и обязанностей субъектов. Понятие режима «несет в себе основные смысловые оттенки этого слова, в том числе и то, сто правовой режим выражает известную степень жесткости юридического регулирования, наличие известных ограничений и льгот, допустимый уровень активности субъектов, пределы их правовой самостоятельности». Режимы могут быть межотраслевыми, то есть урегулированными несколькими отраслями права (например, режим законности, предпринимательства) и отраслевыми (административно-правовыми, гражданско-правовыми и др.). Среди правовых режимов выделяются общие, универсальные и производные, вторичные режимы. К первым, лежащим в самой основе правовой действительности, в глубине правовой материи относятся режимы отраслей права. Правовой режим отрасли права представляет собой совокупность юридических средств регулирования – отраслевой юридический инструментарий. Он опосредован отраслевым методом правового воздействия и базируется на принципах, специфичных для данной отрасли. Профессор Д. Н. Бахрах понимает административно-правовой режим как определенное сочетание административно-правовых средств регулирования, опосредованное централизованным порядком, императивным методом юридического воздействия. Такое воздействие отражается в том, что субъекты правоотношений по своему статусу занимают юридически неравные позиции . И.С. Розанов определяет административно-правовой режим как установленную в законодательном порядке совокупность правил деятельности, действий или поведения граждан и юридических лиц, а также порядок реализации ими своих прав в определенных условиях (ситуациях), обеспечения и поддержания суверенитета и обороны государства, интересов безопасности и охраны общественного порядка специально создаваемыми для этой цели службами государственного управления. Назначение административно-правовых режимов - регулирование особых государственных состояний с помощью системы специальных средств. К таким средствам относятся: а) правовые акты и нормы, устанавливающие особый порядок деятельности в тех или иных сферах; б) уполномоченные государственные органы, специально создаваемые или наделенные полномочиями формировать и поддерживать соответствующий режим; в) детальная, своего рода операциональная регламентация действий субъектов права и их взаимоотношений между собой;
Страница 1, всего страниц: 10 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Таможенные режимы как административно-правовой регулятор внешнеэкономической деятельности. Реферат: [База экономических рефератов], 19.03.2006.
|