Полнотекстовый поиск:




Если ссылка на документ, который Вас заинтересовал, не работает, сообщите об этом.



Страница 5, всего страниц: 5
1 2 3 4 5 




       Основной целью ГАТТ/ВТО является создание на основе единых правовых норм торговой системы, при которой предприятия стран-членов ВТО могут торговать друг с другом на основе справедливой и свободной конкуренции. Правила ГАТТ на первый взгляд могут показаться сложными и запутанными, но на самом деле они основаны на трех простых принципах:
       §принципе наибольшего благоприятствования (РНБ), который означает предоставление иностранным товарам и иностранным поставщикам услуг таких же условий на внутреннем рынке государства-участника, какие предоставляются иностранным товарам и иностранным поставщикам услуг из третьих государств-участников. То есть, речь идет о недискриминации между товарами (работами, услугами) из различных стран-участниц;
       §принципе национального режима, который предполагает, что странам-участницам не следует применять менее благоприятный режим в отношении иностранных товаров и услуг, чем тот, который применяется в отношении отечественных аналогичных товаров и услуг. В то же время в отношении услуг возможно сделать определенные изъятия, которые дадут национальным поставщикам услуг более льготные условия деятельности на рынке;
       §принципе транспарентности, который является ключевым в юридической системе ВТО. Хотя формально он закреплен только в Генеральном соглашении по торговле услугами (ГАСТ), этот принцип пронизывает всю систему Соглашений в рамках ВТО. Он означает, что для обеспечения доведения до сведения иностранных поставщиков товаров (работ, услуг) всей информации, касающейся торговли соответствующими товарами (работами, услугами) в данной стране, страны обязаны публиковать документы, содержащие нормы права, которые регулируют данные правоотношения. Кроме того, каждая страна обязуется создать информационный центр, где другие страны-члены могут получить информацию о законах и постановлениях, действующих в соответствующих секторах экономики. Принцип транспарентности является международно-правовым выражением принципа неприменения неопубликованных нормативных правовых актов, на котором основаны правовые системы всех цивилизованных стран мира.[11]
       ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации на основе пакета Cоглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.). Эти документы являются правовым базисом современной международной торговли.
       ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений (включая торговлю услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности) и имеет большие полномочия в связи с совершенствованием процедур принятия решений и их выполнения членами организации. Неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм разрешения торговых споров.
       Основополагающими принципами и правилами ГАТТ/ВТО являются: торговля без дискриминации, т.е. взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле и взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения; регулирование торговли преимущественно тарифными методами; отказ от использования количественных и иных ограничений; транспарентность торговой политики; разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и т.д.
       Важнейшими функциями ВТО являются: контроль над выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда; проведение многосторонних торговых переговоров и консультаций между заинтересованными странами-членами; разрешение торговых споров; мониторинг национальной торговой политики стран-членов; техническое содействие развивающимся государствам по вопросам, касающимся компетенции ВТО; сотрудничество с международными специализированными организациями.[8, c.147]
       Общие преимущества от членства в ВТО можно суммировать следующим образом:
       §создание более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО, включая транспарентность их внешнеэкономической политики;
       §доступ к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов, если они ущемляются партнерами, и таким образом устранение дискриминации;
       §возможность реализации своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в МТП при выработке новых правил международной торговли.
       Все страны-члены ВТО принимают обязательства по выполнению основных соглашений и юридических документов, объединенных термином "Многосторонние торговые соглашения" (МТС). Таким образом, с правовой точки зрения система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется примерно 97% всей мировой торговли товарами и услугами.
       Пакет соглашений Уругвайского раунда объединяет по совокупности более 50 МТС и других правовых документов, основными из которых являются Соглашение об учреждении ВТО и прилагаемые к нему МТС.[13]
       
       7.2Основныепроблемыприсоединения России к ВТО
       
       Условно проблемы присоединения России к ВТО можно разделить на две группы:
       §к первой из групп относится проблемы доступа на рынок российских товаров и услуг или, если выразиться по иному, проблемы определения приоритетов развития Российской экономики на ближайшее время;
       §вторая связана с необходимостью изменения действующего законодательства в соответствии с нормами и принципами ВТО.
       Определять приоритеты развития стране, экономика которой находится в стадии реформирования, крайне сложно. В течение почти десяти лет (с момента создания рабочей группы по присоединению России к ГАТТ/ВТО) у членов организации была возможность ознакомиться с ходом и логикой развития реформ в России. И если эта логика и достижения реформ свидетельствует о кардинальных мерах по либерализации экономики, то как представляется, члены организации могут пойти и на уступки в вопросах предоставления переходных периодов для снижения таможенных пошлин.
       Второй проблемой является изменение законодательства. В течение 90-ых годов была выстроена юридическая основа для России как страны с рыночной экономики. В настоящее время речь идет о тюнинге этого законодательства и о его состыковке с нормами и принципами ВТО.
       Примером является Таможенный кодекс Российской Федерации, на изменение которого неоднократно указывали члены ВТО.
       Новый проект Таможенного кодекса прошел экспертизу различных западных экспертов работающих по программам технической помощи России и экспертов международных организаций. И в целом можно сказать, что он не противоречит нормам и принципам Конвенции Киото, Соглашения по таможенной оценке, Соглашения по предпогрузочной инспекции и другим соглашениям ВТО. Периодический перенос сроков вступления в ВТО, по официальным данным, обусловлен тем, что представители ВТО на переговорах с Россией выдвигают дискриминационные требования и считают их обязательными условиями. При этом важно отметить, что все эти требования являются не обязательными, а дополнительными, то есть нормы ВТО не предусматривают от страны-кандидата их безусловного выполнения.
       Есть на переговорах и реальные проблемы – это вопросы выравнивания внутренних энергетических тарифов, поддержки сельского хозяйства, проблема интеллектуальной собственности.
       По вопросу выравнивания энергетических тарифов позиция российских переговорщиков справедливо категоричная. Это требование неправомерно, а следовательно и неприемлемо.
       Россия пытается отбиться от выдвигаемых к ней требований. Так, большие сложности у наших переговорщиков возникли при согласовании с членами ВТО условий доступа на российский рынок иностранных услуг. Российская сторона предполагает по большинству пунктов усиление ограничений, а эксперты чуть ли не в один голос заявляют, что здесь-то как раз крайних мер не требуется.[11]
       Государственная Дума третьего созыва провела огромную работу - был принят целый пакет законов, необходимых не столько для присоединения к ВТО, сколько для самой российской экономики: Таможенный кодекс, законы «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», «О защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», «О валютном регулировании и валютном контроле», «О техническом регулировании» и пакет законов, связанных с защитой интеллектуальной собственности.
       Однако правоприменительная, судебная и административная практика будут интересовать РФ ничуть не меньше, чем контрагентов по ВТО. Для нас самих важны перемены в работе российской таможни, улучшение жизни экспортеров и импортеров, реализация всего принятого законодательства.
       Федеральное законодательство в большей части уже скорректировано. Однако работа будет продолжена: вслед за вступлением в действие нового Таможенного кодекса потребовались изменения закона о таможенном тарифе, положений об определении таможенной стоимости, окончательно не завершено законодательное оформление по вопросам интеллектуальной собственности, в дальнейшей либерализации нуждается валютное законодательство. Особого внимания требует нормативно-правовая база регионов России. В настоящее время ГД РФ приводит разработку законодательства в соответствие с действующими и будущими международными обязательствами нашей страны.[8, c.310]
       Эта работа должна выполняться независимо от членства России в ВТО, ибо создание единого правового пространства на всей территории страны – это одно из главных требований Конституции РФ.
       
       

        8.  Заключение 
         

       Исторически динамика государственного регулирования степени открытости или закрытости экономики (таможенная политика) движется от свободной торговли к протекционизму и наоборот. Однако, как известно, протекционистские барьеры эффективны в краткосрочном периоде, они создают временный эффект, приводящий затем к существенным провалам, будь то таможенная политика, экспорт и импорт товаров, инвестиции.
       В настоящее время сложилось несколько форм протекционизма:
       §селективный протекционизм – направлен против отдельных стран или товаров;
       §отраслевой протекционизм – защищает определенные отрасли (например, автомобилестроение);
       §коллективный протекционизм – проводится союзами некоторых государств в отношении стран, в них не входящих;
       §скрытый протекционизм – осуществляется методами внутренней экономической политики.
       Инструменты государственного регулирования международной торговли по своему характеру делятся на тарифные (основаны на использовании тарифов) и нетарифные (все остальные методы). Нетарифные методы государственного регулирования выключают количественные методы и методы скрытого протекционизма.
       В роли институционального обеспечения таможенной политики выступает Государственный таможенный комитет: именно им осуществляется протекционистская политика поощрения отечественного производства через льготные пошлины; меры тарифного и нетарифного регулирования.
       Целями таможенной политики являются обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории РФ, участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулирование развития национальной экономики, содействие проведению структурной перестройки и других задач экономической политики.
       В целях совершенствования фискальной и регулирующей функций таможенной системы необходимо: последовательно снижать средневзвешенную и максимальную импортную пошлину; максимально укрупнить товарные группы; отказаться от прямых и косвенных форм квотирования экспорта и импорта; ликвидировать все существующие льготы в максимально короткие сроки; исключить регулятивные функции из компетенции таможенных органов.
       Принятая в июне 1998 года новая редакция Киотской конвенции (полное название - Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур) поставила перед таможенными службами мира задачу в полной мере соответствовать требованиям современной международной торговли. Это подразумевает внедрение новейших технологий таможенного оформления и таможенного контроля, стандартизацию и упрощение таможенных процедур, а также установление партнерских отношений с деловыми кругами. Российская Федерация предпринимает активные усилия, чтобы стать членом ВТО и соответственно подводит свои стандарты таможенной политики к общепринятым международным стандартам.
       Таможенные пошлины и платежи в 2000-х годах стали выполнять более серьезную роль, чем они делали это с начала 90-х. Роль пошлин возросла в связи со стабилизацией структуры импорта и экспорта, а также их объемом. Россия, преодолевая экономический кризис, выходит на качественно новый уровень в таможенных отношениях. Вступление Российской Федерации в ВТО уже можно считать почти свершившимся событием. Следовательно, сильно изменятся многие параметры таможенной политики. Вступление в ВТО предусматривает снижение общего уровня таможенных пошлин и платежей. На мой взгляд, российская экономика потерпит некоторый ущерб от этого, но все же это необходимо России для полноценного выхода на международный рынок. Снижение таможенных пошлин приведет к падению доходов на 12-15%, что составит 2-3% от совокупных доходов Федерального бюджета. Тем не менее, Россия получит дивиденды от снижения пошлин странами импортерами нашей продукции. Конечно, первое время это не будет полностью компенсировать наши потери, но в будущем это принесет России значительную выгоду. Стратегической целью для России должен стать приоритет экспорта не сырьевых ресурсов, а продукции несырьевого производства. И на достижение этой цели должна быть направлена таможенная и экономическая политика государства.
       
       

        9.  Список источников 
         

       1. Конституция Российской Федерации, 1993 г.
       2. Таможенный кодекс Российской Федерации, 2003 г.
       3. Таможенное законодательство. СЗА -М., 2003 г.
       4. Габричидзе Б.Н., Черниховский А.Г. «Таможенное право».-М. Издательство «Данилов и К». 2004 г.
       5. Габричидзе Б.Н. «Российское таможенное право». Учебник для вузов. «Норма» - М., 2002 г.
       6. Шапошников Н.Н. «Таможенная политика России». 2003г.
       7. Фомин С.В. «Международные экономические отношения», М. «Юркнига» 2004
       8. Рубинштейн Т.Б. «ВТО: Практический аспект», М. «Гелиос АРС» 2004г.
       9.www.wto.ru
       10.www.custom.ru
       11.www.rusrev.org
       12.www.tkod.ru
       13.www.mediatext.ru
       14.www.businesspravo.ru
       15.www.referent.ru
       16. ФЗ «О таможенном тарифе», в ред. от 07.05.04
       1
       
       

Страница 5, всего страниц: 5
1 2 3 4 5 




Таможенное регулирование в России. Реферат: [База экономических рефератов], 19.03.2006.

Проекты: Экономика и управление | Право | Бухгалтерский учет и налоги |