Полнотекстовый поиск:




Если ссылка на документ, который Вас заинтересовал, не работает, сообщите об этом.



Страница 4, всего страниц: 4
1 2 3 4 




       
       Наиболее часто нетарифные ограничения применяют в отношении: транспортных средств — около 15% всех нетарифных ограничений, химических изделий — около 10%,
       машин и оборудования — 7%.
       Все нетарифные меры регулирования можно разделить на три группы.
       • Внешнеторговые меры, направленные на прямое ограничение импорта с целью защиты определенных отраслей национального производства (более 1/2 всех мер):
       а)лицензирование(когда для ввоза/вывоза определенных товаров требуется получить установленный документ). Лицензии могут быть разовые (выдаваемые под осуществление конкретной одной экспортно-импортной сделки и содержащие подробную информацию о ней) и генеральные (выдаваемые на срок до года для осуществления нескольких сделок; предприятие вносится в государственный реестр);
       б)квотирование— это установление количественных ограничений на ввоз/вывоз товара в стоимостном или натуральном его виде.
       До 1990 г. квотирование и лицензирование были очень популярной мерой защиты российского внутреннего рынка: им подвергалось до 70% всех товаров. В настоящее время только 12% товаров, импортируемых в РФ, подлежат квотированию и лицензированию;
       в)антидемпинговые пошлины —направлены против занижения цены экспортного товара и предусмотрены 6 статьей ГАТТ.
       В 1993—1994 гг. было начато 812 расследований по обвинению в демпинге, в т.ч. США — 262, ЕС. — 94, Австралией — 112.Демпинг —это продажа товара по цене ниже нормальной в рыночных странах, а его худший вариант — продажа товаров по цене ниже себестоимости. В указанные цифры входят и 14 расследований, начатых в ЕС в отношении российских экспортеров. Например, в 1993 г. США ввели антидемпинговую пошлину в размере 80% на российские изделия из титана, в 1994 г. США была установлена антидемпинговая пошлина в размере 163% на продукцию, поставляемую Запорожским и Никольским ферросплавными заводами. В ЕС 1% всех экспортируемых в эти страны российских товаров облагается антидемпинговыми пошлинами: например, в 1996 г. были введены антидемпинговые пошлины на российские бесшовные трубы (32,9%), трансформаторный лист (40,1%), ферросилиций (74%) и т.д.;
       г)компенсационные(направленные против экспортных субсидий)пошлины.Соглашение по субсидиям и компенсационным пошлинам ВТО определяет субсидию как прямой финансовый вклад, а так же как, не востребованные правительством части своего дохода (например, налоговые льготы). Все субсидии делятся на: запрещенные (экспортные и направленные на замещение импортных товаров отечественными); дающие основания для принятия компенсационных мер; разрешенные. Компенсационные пошлины используются довольно широко и носят адресный характер. В 1993—1994 гг. было начато 125 расследований в отношении субсидий с целью использования компенсационных мер;
       д)специальные пошлины,или временные защитные меры, используемые, когда в результате непредвиденных обстоятельств, включая тарифные уступки, какой-либо товар импортируется в таких возросших количествах и при таких условиях, что это причиняет или угрожает причинить серьезный ущерб отечественным товаропроизводителям. В период с 1950 по 1993 гг. защитные меры применялись 151 раз. Специальные пошлины устанавливаются на срок, не превышающий 4 года.
       Введению антидемпинговых, компенсационных и специальных пошлин всегда предшествует расследование, в ходе которого доказывается необходимость и обоснованность применения указанных мер;
       е)«добровольное» ограничение экспорта (ДОЭ) —это форма самоограничения поставок, фактически навязываемое иностранному экспортеру под угрозой применения более жестких запретительных мер. Такое самоограничение практикуется в виде сокращения поставок, уменьшения их ежегодного прироста или повышения цен;
       Наиболее широко ДОЭ используется в США. Так, в январе 1957 г. японское правительство выступило с пятилетней программой «добровольного» ограничения экспорта хлопчатобумажной продукции на американский рынок. В 1961 г. не только Япония, но и ряд PC взяли на себя обязательство в рамках ГАТТ ограничить вывоз текстильных изделий на рынки других стран. Подобные соглашения заключались и продлевались вплоть до современного времени. Их участниками являются 50 стран.
       Вслед за текстильными изделиями «добровольные» ограничения экспорта стали развиваться в международной торговле другими товарами. В 1968 году США усилили нажим на Японию и страны ЕЭС, добиваясь введения «добровольных» ограничений на экспорт проката черных металлов в США. С 1969 года на мировом рынке металлов начала действовать система «добровольных» контингентов на поставки черных металлов, распространившаяся почти на 2/3 мирового экспорта этих товаров. Затем дипломатический и экономический нажим США переключился на продукцию радиоэлектронной промышленности, автомобили и некоторые другие товары.
        • Административные формальности: 
       а)паратарифные меры.К их числу относятся прочие, помимо таможенных пошлин, платежи, взимаемые при ввозе иностранных товаров; различные таможенные сборы, внутренние налоги, специальные целевые сборы, акцизы.
       Так, в РФ с 1993 г. были введены НДС в размере 20% (для сравнения в Канаде НДС составляет 7%, в Аргентине —16%) и акцизы, ставки по которым на различные товары колеблются от 10 до 250% (например, спирт этиловый — 250%). В Аргентине существует так называемый фрахтовый сбор в размере 0,5% (для развития Национального Флота Аргентины). В Дании взимается сбор на охрану окружающей среды с посуды одноразового пользования в размере 50%. Во многих странах взимается сбор на развитие торговли;
       б)технические стандартывключают контроль импорта на предмет его соответствия национальным стандартам, нормам безопасности и качества. Технические барьеры подразделяются на следующие группы:
       1) стандарты; в т.ч. стандарты, основанные на нормах здравоохранения и требованиях безопасности (применяются чаще всего), стандарты промышленные (только в США действует более 20 000 промышленных стандартов; примерно такое же число промышленных стандартов действует в Западной Европе) и стандарты фармацевтические. В 70-е годы в Швейцарии при импорте «Жигулей» требовалось в обязательном порядке пройти экологический контроль и получить сертификат. Эту операцию производили только в одном техническом центре, и стоила она около 500 швейцарских франков. В то же время регулировка карбюратора в тех же целях других марок автомашин стоила около 100 франков. Другими словами, экологический контроль осуществлялся таким образом, что создавал дополнительный скрытый барьер в торговле, эквивалентный дополнительной таможенной пошлине в 7% к цене «Жигулей». С 1992 г. в большинстве стран ЕС обязательным стало оснащение автомобилей специальным оборудованием для очистки выхлопных газов и соответственно был запрещен импорт автомобилей без этого оборудования. Кроме того, любой автотранспорт в ЕС, зарегистрированный после 1 октября 1990 г., должен быть пригоден для использования бензина, не содержащего свинца. Уровень шума для грузовиков в ЕС с 1995 г. не должен превышать 80 децибелл;
       2) требования к маркировке и упаковке. Так, в 1993 г. в ЕС вступила в действие Директива, согласно которой изготовитель должен информировать покупателя о всех возможных рисках, связанных с потреблением его изделия, в инструкциях, при маркировке, на этикетке;
       3) требования к товаросопроводительным документам. При ввозе живого скота и мясных продуктов необходимо представить документы, что фермеры не применяли гормоны, ускоряющие рост животных;
       4) система измерений. Большинство технических барьеров (60%) приходится на промышленные товары, в т.ч. 19% — на машины и оборудование, 10% — на химические товары, 5% — на средства транспорта и 13% — на пищевые товары.
       В 1979 году появилось первое многостороннее соглашение по техническим барьерам в торговле, а в 1993 году — второе, вошедшее в рамки ВТО, а также Соглашение о применении санитарных фитосанитарных мер;
       в)государственная монополия,когда государство устанавливает монополию на внешнюю торговлю отдельными товарами. Например, во Франции и в Греции существует государственная монополия на импорт спичек.
        • Меры экономического стимулирования экспорта, которые проводят специально создаваемые экспортно-импортные банки и другие организации. Эти меры включают в себя:
       а)государственное субсидирование;
       6) льготное кредитование.Экспортное кредитование применяют прежде всего при поставках значительных по стоимости товаров и охватывает 12—20% всего объема экспорта промышленно развитых стран;
       в)страхованиеиграет важную роль в современной международной торговле. Новые правила допускают страхование до 10% стоимости сделки, включая ожидаемую прибыль, страхование политических, военных и других рисков.
       Международная торговая политика в рамках ГАТТ/ВТО
       Важную роль в регулировании МТТ, в устранении препятствий для ее развития играют международные экономические организации, и, в первую очередь, Генеральное Соглашение по тарифам и торговле / Всемирная торговая организация (ГАТТ/ВТО).
       Договор о создании ГАТТ был подписан в Женеве 23 странами 30 октября 1947 г. и вступил в силу с 1 января 1948 г. С 1 января 1995 г. начала действовать Всемирная торговая организация, которая включила в свою работу ГАТТ. Однако это были две различные организации, и до конца 1995 г. они существовали параллельно — шло вступление членов ГАТТ в ВТО. С 1 января 1996 г. функционирует только ВТО. В настоящее время ГАТТ/ВТО регулирует 90—95% всей мировой торговли.
       ГАТТ/ВТО — это многостороннее международное соглашение, содержащее принципы, правовые нормы, правила ведения и государственного регулирования взаимной торговли стран-участниц. По состоянию на декабрь 1997 г., в ВТО состоит 131 государство; еще 50 государств, включая и международные организации, имеют статус наблюдателей. РФ как правопреемница СССР является в ГАТТ наблюдателем с 1991 г. В 1993 г. Россия подала заявку о вступлении в ГАТТ и до сих пор ведет переговоры.
       ГАТТ имеет двойной статус: с одной стороны, — это международная организация; с другой, — многостороннее соглашение об основных принципах, нормах и правилах международной торговли и государственного регулирования торговли стран-участниц. Отличительная черта ГАТТ от других международных организаций — это гибкий характер, так как его члены всегда выступают как договаривающиеся стороны. Вступая в ГАТТ, государства берут на себя прежде всего обязательство перестроить свои торговые системы.
       Правовой механизм ГАТТ/ВТО основывается на ряде принципов и норм:
       • недискриминация в торговле, которая предусматривает взаимное представление, с одной стороны, режима наибольшего благоприятствования, а с другой — национального режима, т. е. равного подхода к товарам импортного и отечественного производства в отношении внутренних налогов и сборов, а также правил; регулирующих внутреннюю торговлю;
       • использование преимущественно тарифных средств защиты национального рынка;
       • прогрессивное снижение таможенных тарифов в ходе периодически проводимых раундов;
       • взаимность в предоставлении торгово-политических уступок;
       • разрешение торговых споров путем проведения консультаций и переговоров.
       В течение первых трех десятилетий существования ГАТТ его деятельность была почти полностью сосредоточена на либерализации МТТ путем взаимного снижения уровня таможенно-тарифной защиты. Так, уровень импортных тарифов ПРС снизился с 40—50% в конце 40-х годов до 8— 10% к началу 70-х и до 4—5% к началу 90-х годов.
       Деятельность ГАТТ осуществляется посредством многосторонних переговоров — раундов. С начала работы ГАТТ было проведено 8 раундов. Наибольшее значение в сфере регулирования МТ имел Уругвайский раунд 1986—1994 гг., на котором были приняты следующие соглашения:
       1) Соглашение об образовании ВТО;
       2) Генеральное Соглашение по Торговле Услугами (ГАТС);
       3) Соглашение по торговым аспектам инвестиционной деятельности (ТРИМ);
       4) Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС);
       5) Меморандум об урегулировании споров.
       В рамках дальнейшей либерализации МТТ к «ГАТТ-47» после Уругвайского раунда добавились еще 12 новых многосторонних соглашений, Марракешский протокол по результатам тарифных уступок и другие документы. Выработанные новые соглашения обобщенно назвали «ГАТТ-94».
       Согласно Марракешскому протоколу 1994 г., промышленно развитые страны обязались снизить в течение 5 лет импортные тарифы на промышленные товары (исключая топливо) на 38%, в т.ч. США и Япония — на 33%; ЕС — на 38%; Канада — на 45%. Кроме того, предполагается устранение пошлин по 11 товарным группам (строительное, сельскохозяйственное и медицинское оборудование, медикаменты, черные металлы, бумага, пиво и др.).
       В ходе Уругвайского раунда была достигнута договоренность об отказе от применения нетарифных мер в отношении так называемой «серой зоны» (текстиля, сельскохозяйственной продукции, стали, авиатехники).
       Достигнутые в ходе Уругвайского раунда договоренности по торговле сельскохозяйственными товарами изложены по трем направлениям:
       1) доступ к рынкам предусматривает снижение тарифа в среднем на 36% в течение 6 лет для промышленно развитых и на 24% в течение 10 лет для развивающихся стран;
       2) поддержка внутренних товаропроизводителей предусматривает снижение государственной поддержки сельского хозяйства на 20% в течение 1995—2000 гг.;
       3) экспортные субсидии должны быть сокращены за 6 лет на 36%.
       Кроме того, в соглашении ГАТТ/ВТО предусматриваются возможности и правила применения различных инструментов внешнеторговой политики, рассмотренных в предыдущем вопросе.
       Таким образом, МТТ является ведущей формой МЭО не только с точки зрения оценки масштабов и динамики современного развития, но также с точки зрения наличия и апробированности правового регулирования этого процесса и согласованного движения субъектов мирового хозяйства по пути реализации принятых правовых норм.
       
       Литература
       1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. — М.: ИВЦ «Маркетинг», 1999.
       2. Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения. — М.: Финансы и статистика, 1997.
       3. Линдерт П.Х. Экономика мирохозяйственных связей. — М.: Прогресс, 1992.
       4. Ломакин В.К. Мировая экономика. — М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998.
       5. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения/ Под ред. Красавиной Л.Н.-М.: Финансы и статистика, 1994.
       1
       
       1
       
       2
       
       

Страница 4, всего страниц: 4
1 2 3 4 




Товары. Реферат: [База экономических рефератов], 19.03.2006.

Проекты: Экономика и управление | Право | Бухгалтерский учет и налоги |