Страница 4, всего страниц: 7 1 2 3 4 5 6 7
Возможны четыре варианта регистрируемой цены товара-представителя: -модальная, - простая средняя арифметическая, - взвешенная, - случайно отобранная. По действующей ныне методике регистрируется модальная цена, т. е. цена товара с наибольшим объемом реализации в товарной группе. Если таких товаров несколько, исчисляется простая средняя арифметическая цена этих товаров. Для оценки уровня цен товара такой подход является упрощенным - не учитывается распределение товаров по размерам и ростам (так как берется наиболее распространенный товар), а также распределение продажи по ценам различных видов товаров. 4. Выборка по территории(отбор населенных пунктов, предприятий торговли). Возможны следующие варианты: - выборка, в которой пропорционально представлены крупные, малые города и села (географические, административные регионы); - широко применяемая в международной практике выборка пропорционально размерам (ВПР) - в выборку включаются все города с численностью населения больше заданной, а оставшиеся отбираются с вероятиостью, пропорциональной их размерам; - выборка с учетом дисперсии, способствующая уменьшению разброса (дисперсия цены или дохода в регионе не должна превышать общей величины дисперсии); - выборка на основе интервальной группировки населенных пунктов (единица с меньшим объемом признака, например, численности населения имеет равную вероятность выбора со всеми единицами группы); - гнездовая выборка (с помощью кластерного анализа выделение территорий, однородных по совокупности цен на основные товары). Часто имеет смысл комбинировать различные методы выборки в зависимости от целей и возможностей страны, географического положения и т. д. Так, например, в США в выборку включают 12 городов (свыше 1 млн. чел.), остальные разбиваются на 3 группы с учетом климата, плотности населения, уровня дохода и др., в которых производится случайный отбор. В большинстве западных стран из-за дороговизны обследуются только столицы и некоторые крупные города, что в определенных условиях ведет к ошибочным выводам относительно населения других населенных пунктов. В России, как стране с большими социальными, региональными различиями, необходим отбор, в котором представлены городское и сельское население, различные географические регионы, населенные пункты разного размера (по численности на селения). С 08.92г. наблюдение за ценами на товары-представители организовано в 834 районных, областных, краевых, республиканских центрах России (15% районных центров каждой области) . Для обследования в каждом городе отбираются 2-3 крупных универмага и специализированные магазины. В перспективе планируется оптимизировать отбор торговых предприятий с учетом того, что цены в зависимости от величины, типа (элитарные, фирменные, универсальные и специализированные), расположения (в центре и в «спальном» районе) магазинов могут сильно различаться. В США выборка магазинов ежегодно обновляется на '/5 часть, в нее входят магазины, наиболее посещаемые семьями, попавшими в обследование. В России эта методика еще недостаточно отработана. Предлагается следующая очередность отбора: населенные пункты; семьи; посещаемые ими магазины; конкретные товары в этих магазинах. Для экономии и рационализации выборки будут проводиться специальные серии выборочных обследований населенных пунктов, семей, магазинов. В условиях рынка каждое предприятие само обеспечивает себя необходимой для маркетинга статистической информацией: наряду с собственной отчетностью подразделения или специализированные маркетинговые фирмы формируют панели потребителей, занимаются опросом и анкетированием покупателей, изучают поведение конкурентов и региональные возможности сбыта. Но частным фирмам нужна и ценовая информация на рынке в целом. Организовать получение такой информации может только государственная статистика, которая выступает продавцом информации, имеющим научную школу, опыт, обоснованную с помощью дорогостоящих обследований и научных разработок методологию. Необходимы постоянное наблюдение за ценами (мониторинг), использование экспертных оценок, методов малой выборки в наиболее представительных точках, изучение взаимосвязи цен и спроса (на базе представительной панели). Кроме того, система наблюдения за ценами включает выборочное обследование контрактов-договоров, использование материалов финансовых и других проверок, данных налоговых органов. Ценной становится любая информация: маркетинговая, торговых корреспондентов, публикации крупных компаний, экономических институтов и т. д. Особую важность приобретает разработка перспективных способов наблюдений; покупатель также может быть информатором, у него можно получить дополнительные сведения на выборочной основе, близкие к реальным (например, о цене покупки, соответствии цены товара его потребительским свойствам). Сочетание опроса покупателей с экспертными оценками позволит избежать влияния субъективности покупательских мнений на анализ. 5. МЕТОДЫ РАСЧЕТА И АНАЛИЗА ИНДЕКСОВ ЦЕН. Ведущая роль в статистическом изучении динамики цен принадлежит индексному методу. Сравнение цен одного товара осуществляется с помощьюиндивидуального (однотоварного)индекса цен: pi1 ip=pi0 ( 1 ) гдеp0,p1- цены на товар в базисном и текущем периоде. Индекс средних цен применяется при изучении изменения цен товарных групп, цен одного товара по различным территориям и субрынкам: pi1pi1qi1pi0qi0pi1qi1qi1 ip= = * =:( 2 ) pi0qi1qi0pi0qi0qi0 _ гдеp- средняя цена товарной группы (товара по территориям, субрынкам); pi ,qi- цена и количество проданного i-го вида товара (товара наi - й территории илиi - мсубрынке),i=l, n. Товары должны быть достаточно однородными, чтобы их количество поддавалось суммированию. Денежные расходы населения на покупку товаровопределяются двумя составляющими: уровнемцен на отдельные виды товаров и структурой продажи.Различаются два вида структурных сдвигов в продаже: отражающие изменение качества товара и вызывающие только изменение средней цены. К последним относится перераспределение товарной массы по территориям, субрынкам, а также негативный процесс «вымывания» из ассортимента дешевых товаров, пользующихся спросом населения. Статистика изучает этот процесс с помощьюсистемы индекса средних цен:
Индекс сред-них цен (переменного состава) | = | Индекс цен постоянного (фиксированного) состава. | . | Индекс вли- яния структур-ных сдвигов на динамику сред-них цен. |
pi1qi1qi1pi1qi1pi0qi1qi1 :=*:( 3)pi0qi0qi0pi0qi1pi0qi0qi0 Так как pi1qi1qi1pi1qi1pi1qi1 := =( 4 ) pi0qi0qi0pi0qi0*qi1pi0qi1 qi0 то формулу( 3 )можно записать в следующем виде: pi1qi1pi1qi1pi0qi1 =*( 5 ) pi0qi1pi1qi1pi0qi1 Принципы построения системы индексов потребительских цен Пример. Имеются цена и количество проданного магазином товара. Оценить динамику цены каждого сорта, среднюю цену за каждый квартал, а также определить влияние изменения индивидуальных цен и перераспределения продаж между сортами товара на изменение средних цен. Расчет индекса средних цен
Сорт | Цена | тыс. руб. | Кол-во шт. | ---''--- | Товарооборот | млн. | | руб. | Индивид.у | Товара | 1квартал pi0 | IIквартал pi1 | I квартал Qi0 | II квартал qi1 | pi0qi0 | pi1qi1 | pi0qi1 | pi1qi0 | индекс цен ip | А | 40 | 80 | 500 | 200 | 20 | 16 | 8 | 40 | 2,0 | Б | 50 | 70 | 300 | 600 | 15 | 42 | 30 | 21 | 1,4 | В | 60 | 90 | 200 | 200 | 12 | 18 | 12 | 18 | 1,5 |
Страница 4, всего страниц: 7 1 2 3 4 5 6 7
Статистика цен. Реферат: [База экономических рефератов], 19.03.2006.
|