Полнотекстовый поиск:




Если ссылка на документ, который Вас заинтересовал, не работает, сообщите об этом.



Страница 4, всего страниц: 7
1 2 3 4 5 6 7 




       
       Возможны четыре варианта регистрируемой цены товара-представителя:
       -модальная,
       - простая средняя арифметическая,
       - взвешенная,
       - случайно отобранная.
       По действующей ныне методике регистрируется модальная цена, т. е. цена товара с наибольшим объемом реализации в товарной группе. Если таких товаров несколько, исчисляется простая средняя арифметическая цена этих товаров. Для оценки уровня цен товара такой подход является упрощенным - не учитывается распределение товаров по размерам и ростам (так как берется наиболее распространенный товар), а также распределение продажи по ценам различных видов товаров.
       
        4. Выборка по территории(отбор населенных пунктов, предприятий торговли). Возможны следующие варианты:
       - выборка, в которой пропорционально представлены крупные, малые города и села (географические, административные регионы);
       
       - широко применяемая в международной практике выборка пропорционально размерам (ВПР) - в выборку включаются все города с численностью населения больше заданной, а оставшиеся отбираются с вероятиостью, пропорциональной их размерам;
       
       - выборка с учетом дисперсии, способствующая уменьшению разброса (дисперсия цены или дохода в регионе не должна превышать общей величины дисперсии);
       
       - выборка на основе интервальной группировки населенных пунктов (единица с меньшим объемом признака, например, численности населения имеет равную вероятность выбора со всеми единицами группы);
       
       - гнездовая выборка (с помощью кластерного анализа выделение территорий, однородных по совокупности цен на основные товары).
       
       Часто имеет смысл комбинировать различные методы выборки в зависимости от целей и возможностей страны, географического положения и т. д. Так, например, в США в выборку включают 12 городов (свыше 1 млн. чел.), остальные разбиваются на 3 группы с учетом климата, плотности населения, уровня дохода и др., в которых производится случайный отбор. В большинстве западных стран из-за дороговизны обследуются только столицы и некоторые крупные города, что в определенных условиях ведет к ошибочным выводам относительно населения других населенных пунктов. В России, как стране с большими социальными, региональными различиями, необходим отбор, в котором представлены городское и сельское население, различные географические регионы, населенные пункты разного размера (по численности на селения). С 08.92г. наблюдение за ценами на товары-представители организовано в 834 районных, областных, краевых, республиканских центрах России (15% районных центров каждой области) .
       
       Для обследования в каждом городе отбираются 2-3 крупных универмага и специализированные магазины. В перспективе планируется оптимизировать отбор торговых предприятий с учетом того, что цены в зависимости от величины, типа (элитарные, фирменные, универсальные и специализированные), расположения (в центре и в «спальном» районе) магазинов могут сильно различаться. В США выборка магазинов ежегодно обновляется на '/5 часть, в нее входят магазины, наиболее посещаемые семьями, попавшими в обследование. В России эта методика еще недостаточно отработана. Предлагается следующая очередность отбора: населенные пункты; семьи; посещаемые ими магазины; конкретные товары в этих магазинах. Для экономии и рационализации выборки будут проводиться специальные серии выборочных обследований населенных пунктов, семей, магазинов.
       
       В условиях рынка каждое предприятие само обеспечивает себя необходимой для маркетинга статистической информацией: наряду с собственной отчетностью подразделения или специализированные маркетинговые фирмы формируют панели потребителей, занимаются опросом и анкетированием покупателей, изучают поведение конкурентов и региональные возможности сбыта. Но частным фирмам нужна и ценовая информация на рынке в целом. Организовать получение такой информации может только государственная статистика, которая выступает продавцом информации, имеющим научную школу, опыт, обоснованную с помощью дорогостоящих обследований и научных разработок методологию. Необходимы постоянное наблюдение за ценами (мониторинг), использование экспертных оценок, методов малой выборки в наиболее представительных точках, изучение взаимосвязи цен и спроса (на базе представительной панели).
       
       Кроме того, система наблюдения за ценами включает выборочное обследование контрактов-договоров, использование материалов финансовых и других проверок, данных налоговых органов. Ценной становится любая информация: маркетинговая, торговых корреспондентов, публикации крупных компаний, экономических институтов и т. д. Особую важность приобретает разработка перспективных способов наблюдений; покупатель также может быть информатором, у него можно получить дополнительные сведения на выборочной основе, близкие к реальным (например, о цене покупки, соответствии цены товара его потребительским свойствам). Сочетание опроса покупателей с экспертными оценками позволит избежать влияния субъективности покупательских мнений на анализ.
       
       

        5. МЕТОДЫ РАСЧЕТА И АНАЛИЗА ИНДЕКСОВ ЦЕН. 
       

       Ведущая роль в статистическом изучении динамики цен принадлежит индексному методу. Сравнение цен одного товара осуществляется с помощьюиндивидуального (однотоварного)индекса цен:
       pi1
       ip=pi0
       ( 1 )
       
       гдеp0,p1- цены на товар в базисном и текущем периоде.
       
       Индекс средних цен применяется при изучении изменения цен товарных групп, цен одного товара по различным территориям и субрынкам:
       
       pi1pi1qi1pi0qi0pi1qi1qi1
       ip= = * =:( 2 )
       pi0qi1qi0pi0qi0qi0
       _
       гдеp- средняя цена товарной группы (товара по территориям, субрынкам);
       pi ,qi- цена и количество проданного i-го вида товара (товара наi - й территории илиi - мсубрынке),i=l, n.
       
       Товары должны быть достаточно однородными, чтобы их количество поддавалось суммированию.
       
       Денежные расходы населения на покупку товаровопределяются двумя составляющими: уровнемцен на отдельные виды товаров и структурой продажи.Различаются два вида структурных сдвигов в продаже: отражающие изменение качества товара и вызывающие только изменение средней цены. К последним относится перераспределение товарной массы по территориям, субрынкам, а также негативный процесс «вымывания» из ассортимента дешевых товаров, пользующихся спросом населения. Статистика изучает этот процесс с помощьюсистемы индекса средних цен:
       
       



 Индекс сред-них цен (переменного
       состава)
 
       
       =
 
       Индекс цен постоянного
       (фиксированного) состава.
 
       .
 
       Индекс вли- яния структур-ных сдвигов на динамику сред-них цен.


       
       pi1qi1qi1pi1qi1pi0qi1qi1
       :=*:( 3)pi0qi0qi0pi0qi1pi0qi0qi0
       
       Так как
       pi1qi1qi1pi1qi1pi1qi1
       := =( 4 )
       pi0qi0qi0pi0qi0*qi1pi0qi1
       qi0
       то формулу( 3 )можно записать в следующем виде:
       
       pi1qi1pi1qi1pi0qi1
       =*( 5 )
       pi0qi1pi1qi1pi0qi1
       
       Принципы построения системы индексов потребительских цен
       
                                                                                                                Пример. 
         
       Имеются цена и количество проданного магазином товара. Оценить динамику цены каждого сорта, среднюю цену за каждый квартал, а также определить влияние изменения индивидуальных цен и перераспределения продаж между сортами товара на изменение средних цен.
       

        Расчет индекса средних цен 
       

       



 
        Сорт 
 
        Цена 
       
 
        тыс. руб. 
 
        Кол-во 
        шт. 
 
        ---''--- 
 
        Товарооборот 
 
        млн. 
         
 
         
  руб.  
        Индивид.у 
 
        Товара 
       
 
       1квартал
       pi0
 
       IIквартал
       pi1
 
       I квартал
       Qi0
 
       II
       квартал
       qi1
 
       
       pi0qi0
 
       
       pi1qi1
 
       
       pi0qi1
 
       
       pi1qi0
 
        индекс 
        цен 
       ip
 
       А
 
       40
 
       80
 
       500
 
       200
 
       20
 
       16
 
       8
 
       40
 
       2,0
 
       Б
 
       50
 
       70
 
       300
 
       600
 
       15
 
       42
 
       30
 
       21
 
       1,4
 
       В
 
       60
 
       90
 
       200
 
       200
 
       12
 
       18
 
       12
 
       18
 
       1,5


       

Страница 4, всего страниц: 7
1 2 3 4 5 6 7 




Статистика цен. Реферат: [База экономических рефератов], 19.03.2006.

Проекты: Экономика и управление | Право | Бухгалтерский учет и налоги |