Полнотекстовый поиск:




Если ссылка на документ, который Вас заинтересовал, не работает, сообщите об этом.



Страница 3, всего страниц: 7
1 2 3 4 5 6 7 




       
        2. С позиции производителя, продавца: изучение цен как инструмента маркетинга, анализ внутривидовых, региональных уровней цен и их дифференциации, моделирование взаимосвязи цен и качественных характеристик товара, структуры цен в отрасли, изучение цен альтернативных товаров и других субрынков и т. д.
       
        3. Спозиции покупателя:изучение цен как фактора индексации доходов, формирования потребительской корзинки и прожиточного минимума; определение ценового влияния на уровень жизни раз личных социальных групп населения; анализ соответствия цен качеству товаров и уровню доходов, предпочтениям потребителей; выявление ассортиментной дифференциации цен как фактора выбора (вынужденности) покупки и т. д.
       
       Перечисленные выше концептуальные задачи статистики цен решаются с помощью конкретных функциональных задач, которые включают:
       - регистрацию цен, наблюдение за их изменением;
       - анализ уровня цен, его дифференциации;
       - характеристику структуры цен;
       - изучение соотношений цен различных товаров, субрынков и перекрестной эластичности
       цен;
       - оценку, анализ и моделирование колеблемости, цикличности и сезонности цен;
       - региональный анализ цен;
       - анализ и моделирование динамики цен;
       - выявление и моделирование факторов, влияющих на уровень, вариацию и динамику цен;
       - прогнозирование цен.
       
       Статистика цен, представляющая в условиях плановой экономики функцию государственного управления, по мере расширения рыночных отношений все больше вовлекается в круг интересов бизнес-статистики. Возникают альтернативные службы статистики цен, деятельность которых обусловлена потребностями рыночных структур.
       

        3.СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТАТИСТИКИ ЦЕН. 
       

       Цены - сложная система, составной элемент рыночного механизма. Следовательно, статистическое изучение цен требует развернутой системы показателей, соответствующей требованиям рыночной экономики. Система показателей должна отразить различные виды дифференциации рыночных цен: ассортиментный, территориальный, во времени, по социально-доходным группам, раз личным субрынкам. Рынок делает цены гибкими, чутко реагирующими на изменение различных факторов. Поэтому показатели эластичности цен, их соотношений должны найти отражение в системе показателей статистики цен. Возможность для населения выбора товаров с определенным сочетанием качества и цен, соответствующих определенному уровню дохода и потребительским требованиям, определяет необходимость использования в системе показателей статистических оценок соответствия и отражения в цене качества товара, потребительских предпочтений. Либерализация ценообразования и перспектива стабилизации экономики позволяют закладывать цены в математические модели. Важнейшими остаются показатели динамики (особенно индексы) и прогнозные оценки (с учетом прогноза условий и факторов, влияющих на цены). Особое значение приобретают показатели динамики цен, учитывающие качественные изменения товаров. Система показателей статистики цен отражает диалектическое единство анализа цен в статике и динамике, сочетание синтетического и аналитического подхода к изучению указанных проблем, включает показатели государственной статистики цен и статистики цен рыночных структур.
       

       Система показателей статистики цен и ценообразования.
       

       



 
        Блоки 
        показателей 
 
          Показатели 
       
 
        Субпоказатели 
 
       Уровень цен
 
       Индивидуальный уровень
 
       Моментная цена товарного вида, сорта товара-представителя
 
       
 
       Средний уровень
 
       Средняя цена на дату и за период: по товарной группе ( комплексу ); по территории, в том числе городу и селу; по субрынкам; по группам покупателей
 
       
 
       Обобщающий уровень
 
       Стоимость потребительской корзины; отношение индивидуальной, средней и обобщающей цены к доходу
 
       Структура цены
 
       Себестоимость, наценки, скидки ( оптовые, розничные), налоги
 
       Удельный вес каждого элемента в конечной (розничной) цене товара; удельный вес валового дохода (реализованного наложения) в товарообороте; соотношение оптовых и розничных цен; соотношение структурных элементов розничных цен
 
       Соотношение цен
 
       Коэффициенты соотношения цен регионов, субрынков, товаров
 
       Отношение цен товаров к базовой цене; степень отклонения соотношений цен от базовых; степень устойчивости соотношений в динамике
 
       Вариация цен
 
       Показатели вариации цен в пространстве (социально-экономическом и географическом) и во времени
 
       Распределение цен в пределах товарной группы (группировка одноименных товаров по уровню цен); уровень территориальной колеблимости цен (группировка регионов или поселений по уровню цен); уровень устойчивости цен в динамике (коэффициент аппроксимации трендовой модели); уровень сезонных и циклических колебаний цен; степень различий цен покупок в социальных группах населения (группировки потребителей по уровню цен покупки)
 
       Динамика цен
 
       Показатели динамики отдельных товаров-представителей, товарных групп, всех товаров
       
 
       Индивидуальные индексы цен; групповые индексы цен; общий (сводный) индекс цен; индекс средних цен; тренд цен
 
       
       Соответствие цены качеству товара и покупательским мнениям
 
       
       Показатели влияния качества на цену, динамику качества, динамику цен
 
       
       Параметры моделей; коэффициенты эластичности; индексы; экспертные оценки
 
       Эластичность
 
       Показатели зависимости цен от социально-экономических факторов, зависимости цен одних товаров от цен других
 
       Эмпирический коэффициент эластичности; коэффициент перекрестной эластичности; теоритический коэффициент эластичности


       
               

        4.ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ РЕГИСТРАЦИИ ЦЕН. 
       

       Существуют две концепции регистрации цен. В основе первой, получавшей название прейскурантной методики, лежит строго документированный и сплошной учет цен, который в известной мере был оправдан в условиях политики стабильных цен, сравнительно узкого и малоизменяющегося ассортимента товаров. Практически регистрировались не сами цены, а только изменения цен. По мере расширения объема и ассортимента товаров стали накапливаться серьезные ошибки: происходило неучтенное (скрытое) повышение цен, обусловленное появлением якобы «новых» видов товаров, и скрытое нарастание инфляционных процессов, так как не считались изменением и не учитывались в индексе новые цены на ранее не выпускавшиеся разновидности товара, временные цены на товары улучшенного качества, уценка залежалых товаров и т. п. Эта концепция считалась основной в условиях централизованной плановой экономики; в рыночных условиях она применяется на коммерческих предприятиях с хорошо поставленным учетом.
       
       С конца 80-х годов в связи с либерализацией цен, началом перехода к рынку официальное признание получила выборочная концепция регистрации цен, согласующаяся с международной практикой. В предшествующие годы такой метод статистического наблюдения за ценами ограничивался рамками статистики колхозной торговли, потребительской кооперации и статистики семейных бюджетов.
       
       Накопленный опыт наблюдения за рыночными ценами позволил в 1988-1989 гг. государственной статистике оперативно перейти на выборочную систему регистрации цен, основанную на следующих принципах:
       - отказ от массового документированного учета, практически не возможного в условиях различных форм собственности, и переход к ограниченному использованию документов;
       - отказ от сплошного учета цен и переход к использованию выборочного метода во времени, пространстве и товарной массе;
       - формирование потребительской корзинки, т. е. набора товаров-представителей;
       - введение системы поправок на изменение качества товаров;
       - полный охват всех форм и видов торговли (субрынков). Ряд проблем, связанных с регистрацией цен остался спорным и продолжает обсуждаться.
       
       Формирование выборочной совокупности осуществляется по схеме.
        1. Выборка во времени. Оптимальной считается ежемесячная регистрация цен. При необходимости на минимум товаров может быть организовано еженедельное или ежедневное наблюдение за ценами. Так, например, в 1992 г. Госкомстат РФ организовал еженедельную регистрацию цен на 22 непродовольственных товара в 132 городах России.
       
        2. Отбор товаров-представителей. Осуществляется выбор репрезентирующих всю совокупность товаров, характеризующих общие закономерности, тенденции, уровни цен.
       
       Товар-представитель- конкретная марка, артикул или малая товарная группа, основа которой - общность потребительского назначения.
       
       Отбор товаров-представителей из генеральной совокупности, сгруппированной по характеру использования товаров, может осуществляться по критериям: доля данного товара в объеме реализации товарной группы, возможность регулярного получения данных, вариация индивидуальных индексов в группе, степень корреляции в динамике цен товаров группы. Как правило, предпочтение отдается первым двум критериям как менее дорогостоящим.
       
       В нашей стране с 1989 г. статистическими органами велось наблюдение за ценами на 700 товаров-представителей (650 непродовольственных), а с 1 квартала 1990 г. - уже на 1030. В 1992 г. по договоренности между Госкомстатом РФ и Департаментом статистики Международного валютного фонда (МВФ) это число сократилось до 407 товаров. Для сравнения: потребительская корзина для расчета ИПЦ в США состоит из 300 продуктов и услуг- представителей, во Франции - 250, Англии - 350, Германии - 475.
       
        3. Выбор конкретной разновидности товара-представителя и вида регистрируемой цены.Для регистрации цены товара-представителя применяется подробная спецификация товара - перечень его обобщенных потребительских признаков. Определение спецификаций требует экспертных знаний. При этом необходимы постоянство 'указанных параметров товара, возможность следить за их изменением, значительная доля товара в объеме товарооборота, достигнутая и прогнозируемая устойчивость продаж.
       
       Принципиальное отличие набора товаров-представителей, разработанного в соавторстве с экспертами МВФ, от действовавшего в 1989-1992 гг. - отсутствие единых и твердых спецификаций. В современных условиях конкретные параметры спецификации самостоятельно определяются регистратором и содержат характеристики - название торговой фирмы, размер, качественные признаки и др. Предполагается в дальнейшем регулярно повышать профессиональную квалификацию регистраторов, внедрять методы вероятностной выборки, проводить отбор спецификаций по принципу: каждый товар (в том числе с небольшим объемом продаж) имеет право быть представленным в выборке.

Страница 3, всего страниц: 7
1 2 3 4 5 6 7 




Статистика цен. Реферат: [База экономических рефератов], 19.03.2006.

Проекты: Экономика и управление | Право | Бухгалтерский учет и налоги |