Полнотекстовый поиск:




Если ссылка на документ, который Вас заинтересовал, не работает, сообщите об этом.

      В этой книге Марк Бертонеш, профессор Университета Бордо, ассоциированный профессор Темплтон-колледжа (Оксфордский университет), и Рори Найт, заслуженный декан и член Совета Темплтон-колледжа, представляют содержание своих лекций, прочитанных ими на программе MBA в Оксфордской школе финансов. В книге рассматриваются вопросы определения стоимости компании для акционеров, управления денежными потоками, управления рисками и преобразования предприятия в ориентированную на стоимость компанию. В первой части книги на примере компании DaimlerChrysler AG подробно анализируется финансовая отчетность фирмы и рассматриваются способы ее преобразования к виду, удобному для анализа. Во второй части описывается концепция стоимости капитала и различные способы оценки собственности, построенные на ее основе. В рамках данной концепции очерчивается европейская перспектива. Книга рассчитана на широкий круг специалистов по корпоративным финансам. Она может служить хорошим учебным пособием для студентов финансово-экономических специальностей вузов, а также слушателей программ MBA, а также как справочное руководство для финансовых руководителей компаний различного масштаба.
     
     
     
      Содержание
     
      Часть I. Показатели деятельности фирмы
     
      Глава 1. Обзор финансовых отчетов: баланс
      1.1. Введение
      1.2. Анализ баланса
      1.3. Активы
      1.4. Сумма обязательств и акционерного капитала
      1.5. Преобразование баланса для последующего анализа
      1.6. Что показывает баланс?
      1.7. Что пропущено в рассматриваемом балансе?
     
      Глава 2. Обзор финансовых отчетов: отчет о прибылях и убытках и отчет о движении денежных средств
      2.1. Введение
      2.2. Отчет о прибылях и убытках
      2.3. Прибыль на акцию
      2.4. Преобразование отчета о прибылях и убытках
      2.5. Что показывает отчет о прибылях и убытках?
      2.6. Отчет о движении денежных средств
      2.7. Преобразование отчета о движении денежных средств
      2.8. Резюме обзора финансовой отчетности
     
      Глава 3. ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ: ФИНАНСОВЫЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ
      3.1. Введение
      3.2. Финансовые коэффициенты
      3.3. Насколько прибыльна DaimlerChrysler: коэффициенты рентабельности
      3.4. Насколько эффективна DaimlerChrysler: коэффициенты эффективности
      3.5. Как финансируется DaimlerChrysler: коэффициенты финансирования
      3.6. Насколько ликвидна DaimlerChrysler: коэффициенты ликвидности
      3.7. Движущие факторы ROE
      3.8. Ограничения на долгосрочный рост: устойчивость
      3.9. Понимание связей между рентабельностью, финансовой политикой и ростом
      3.10.Показатели рыночной активности
      Приложение 3А. Основные финансовые коэффициенты
      Приложение 3B. Взаимосвязь между ROE и ROA
     
      Часть II. Оценка
     
      Глава 4. Стоимость капитала: понятие и оценка
      4.1 Размышления о риске и доходности: беглый обзор модели оценки доходности финансовых активов (CAPM)
      4.2. Расчет стоимости капитала
      4.3. Единая стоимость капитала в противоположность множественной
      4.4. Стоимость капитала в международном контексте
      4.5. Использование стоимости капитала при оценке создания стоимости: понятие экономической добавленной стоимости (EVA)
      4.6. Применение стоимости капитала и EVA для понимания финансовой политики: пример обратного выкупа акций
     
      Глава 5. Оценка активов: принципы и методы
      5.1. Базовый подход на основе дисконтированных денежных потоков (DCF): простой пример
      5.2. Методы принятия инвестиционных решений
      5.3. Параметры, требующие оценки при использовании DCF
      5.4. Оценка компании: обзор различных методов
      5.5. Методы дисконтированных денежных потоков экономическая добавленная стоимость (EVA)
      5.6. Создание стоимости и факторы, управляющие стоимостью
     
      Глава 6. Стоимость для акционеров: европейская перспектива
      6.1. Основные движущие силы преобразований управления европейских компаний в направлении учета акционерной стоимости
      6.2. Сохранившиеся барьеры, препятствующие переносу в Европе акцента на акционерную стоимость
      6.3. Слияния и поглощения компаний в Европе
      6.4. Выделение части активов в новую дочернюю фирму и разделение корпораций
      6.5. Европейская практика выкупа собственных обыкновенных акций
      6.6. Стоимость для акционеров в Европе: некоторые заключительные комментарии
     
     
     
     
      Глава 1
      ОБЗОР ФИНАНСОВЫХ ОТЧЕТОВ:
      1.1.Введение
      Финансовая отчетность предприятия представляет собой исходную точку отсчета для анализа и оценки показателей финансовой деятельности. Любая оценка предприятия начинается с обзора его текущего финансового положения и финансовых результатов, полученных за последние годы.
      В предложенной вашему вниманию книге анализу финансовых отчетов посвящены две главы, в которых достаточно подробно будет рассмотрена финансовая отчетность DaimlerChrysler AG, международного производителя автомобилей, образованного при слиянии немецкой корпорации Daimler и американской Chrysler.
      Наш многолетний опыт работы с руководителями высшего звена показывает, что лучше всего начать обсуждение показателей финансовой деятельности предприятия с реальных финансовых отчетов, несмотря на некоторые помехи, возникающие при этом.
      Мы выбрали DaimlerChrysler AG по ряду причин. Во-первых, наш интерес был вызван тем, что эта компания возникла в результате крупнейшего за всю историю слияния в автомобильной отрасли. Во-вторых, это первая компания, которая составляет отчеты в евро и американских долларах ($)1. Нам кажется, что эта особенность будет полезна читателям. В-третьих, компания появилась в результате слияния по принципу объединения интересов, а не простой покупки. Это означает, что две компании просто объединились и новое предприятие отражает особенности двух компаний на интегральной основе. Поэтому изложенные исторические тенденции наполнены большим смыслом. Метод объединения также позволил избежать бухгалтерских сложностей, связанных с гудвиллом. И наконец, европейская ориентация этой книги продиктовала выбор международной компании в европейских традициях. В настоящее время DaimlerChrysler представляет свою отчетность в более прозрачном виде, чем большинство европейских компаний на материке.
      Рейнский стиль отчетности все же довольно сильно отличается от англо-американского, и DaimlerChrysler не соответствует полностью стандартным форматам для представления и раскрытия данных, принятых в англо-американских компаниях.
      Основными задачами данного раздела книги являются следующие:
     
      1. Представить «реальный финансовый язык» и финансовую терминологию на основе финансовой отчетности конкретного предприятия.
      2. Показать метод приведения финансовых отчетов к формату, наиболее благоприятному для оценки финансового состояния корпорации.
      3. Предоставить концептуальную основу отношений между тремя элементами, которые составляют комплект финансовой отчетно­сти (а именно балансом, отчетом о движении денежных средств и отчетом о прибылях и убытках), как базис для выполнения оценки.
      4. Дать ясное представление о движении денежных средств на предприятии.
     
      Короче говоря, мы намерены вооружить вас способностью прокладывать путь через лабиринт финансовых отчетов, чтобы добираться до их сути и проникать в информацию о ценности, которую они содержат.
      Остальная часть раздела концентрируется на трех ключевых элементах финансовых отчетов: балансе, отчете о прибылях и убытках и отчете о движении денежных средств, которые представлены в табл. 1.1-1.3 соответственно, точно в том виде, как они предоставлялись этой компанией. Баланс анализируется в текущей главе, а два других отчета - в главе 2.
     
     
      1.2. Анализ баланса
     
      Обратившись к балансу, представленному в табл. 1.4, вы столкнетесь не с одним, а с пятью различными балансовыми отчетами.
      При просмотре этого отчета слева направо первая колонка является описанием различных линейных позиций отчета, начиная от активов и заканчивая суммарными обязательствами и акционерным капиталом. Следующая колонка оза­главлена «Примечание» и содержит примечания к финансовой отчетности. Как отмечено в сноске к табл. 1.1, эти примечания содержат дополнительную информацию к статьям отчетов, и они составляют неотъемлемую часть консолидированной отчетности.
      Следующие две графы содержат консолидированные балансы на 31 декабря 1998 г. сначала в долларах ($) (колонка 3), а затем в евро (колонка 4). Консолидированный баланс в евро за 1997 г. представлен в колонке 5. Термин «консолидированный» просто напоминает нам, что холдинговая компания DaimlerChrysler AG, юридическое лицо, акции которого продаются на бирже, не является единственной компанией группы. На самом деле прямо или косвенно эта компания владеет более чем 400 компаниями. В этих так называемых дочерних компаниях в основном 100% капитала принадлежит холдинговой компании, но в некоторых - только от 50 до 100%. Мы в качестве акционеров DaimlerChrysler AG немного узнали бы из анализа финансовой отчетности этой холдинговой компании как таковой. Ее активы в основном являются инвестициями в дочерние предприятия, поэтому в отчетах, возможно, появились бы некоторые задолженности и единственным доходом оказались бы дивиденды от дочерних компаний. Для того чтобы финансовые отчеты были более содержательными, все дочерние предприятия этой группы независимо от того, полностью или частично они принадлежат холдинговой компании, объединяются с целью сформировать консолидированный или групповой отчет. Таким образом, все активы группы складываются, так же, как обязательства и доходы.
      Операции между компаниями (внутри группы) исключаются. Так, например, если американская дочерняя компания должна холдинговой компании $1 000 000, эта сумма будет показана как актив в балансе самой холдинговой компании отдельно и как обязательство в отчете этой дочерней компании. В консолидированном балансе эти две позиции взаимно компенсируются. Следовательно, цифры консолидированной отчетности отражают финансовую позицию и результат операций с внешним миром, находящимся за пределами группы.
      В дополнение к отчету за текущий год рассматриваемая компания должна предоставлять баланс за предшествующий год (1997). Необычным в этой ситуации является то, что, во-первых, эта компания не существовала на 31 декабря 1997 г., а во-вторых, не существовало и евро.
      Поскольку AG образовалась путем объединения интересов Daimler и Chrysler, кажется вполне оправданным простое сложение балансовых отчетов Daimler и Chrysler на 31 декабря 1997 г., как будто они уже слились к этому моменту.
      Если бы они объединились методом покупки, корпорация отражала бы только отчет компании-покупателя.
      Для того чтобы в 1998 г. получить консолидированные показатели DaimlerChrysler за 1997 г., потребовались следующие шаги:
     
      1. Финансовые отчеты Chrysler на основе $ были переведены в немецкие марки (DM), используя обменный курс $/DM на 31 декабря 1997 г.
      2. Отдельные финансовые отчеты Daimler, составленные в DM, долж­ны были быть объединены с отчетами Chrysler в DM, созданными на шаге 1. Эти консолидированные отчеты представляют финансовое состояние, как если бы слияние произошло до 31 декабря 1997 г.
      3. Консолидированные финансовые отчеты, созданные на шаге (2) в DM, затем переводятся в евро по курсу обмена €/DM на дату, когда были введены евро, на 1 января 1999 г.
     
      Более того, поскольку евро не существовало в полночь 31 декабря 1998 г., цифры 1998 г. были переведены из DM в евро по тому же курсу, что при шаге 3. Результатом стало то, что показатели обоих лет умножили на один и тот же коэффициент (курс обмена €/DM на 1 января 1991 г.). Это означает, что исходные соотношения между всеми цифрами сохранились. Это поможет при проведении финансового анализа на основе коэффициентов, который рассматривается в главе 3.
      И наконец, две последние колонки (6 и 7) - это балансы за 1997 и 1998 гг. для одной части группы - финансовые услуги. Обратите внимание, что цифры здесь показаны в евро. Так как DaimlerChrysler AG, как большинство ведущих производителей автомобилей, имеет подразделение, представляющее собой крупный банк, эти цифры показаны отдельно, для упрощения анализа производственной и финансовой деятельности корпорации.
      В соответствии с целями данного изложения материала цифры по финансовым услугам будут проигнорированы и основной акцент будет сделан на консолидированные показатели в евро на 1998 г., которые, безусловно, включают финансовые услуги.
      Данный баланс отражает финансовое состояние рассматриваемой фирмы в конкретный момент. Следовательно, эти суммы являются запасами в отличие от потоков, показанных в отчете о прибылях и убытках и отчете о движении денежных средств. Очевидной метафорой является некая фотография финансового состояния. По этой причине обратите внимание на то, что балансы в табл. 1.4 описываются как документы на 31 декабря. Сопоставьте это с описанием в табл. 1.2 и 1.3 - «год, заканчивающийся», что подразумевает течение времени. И наконец, обратите внимание на то, что все цифры даны в миллионах.
      Наиболее важная особенность баланса, которую нужно усвоить, это равенство или тождество, которое его объединяет. Для того чтобы облегчить обсуждение, каждая строка табл. 1.4 была пронумерована, и теперь на них легко ссылаться.
      В квадратных скобках [] будут указываться номера строк в табл. 1.4.
      Рассматриваемый баланс состоит из двух частей, первая озаглавлена «Активы» [1], а вторая - «Обязательства и акционерный капитал» [17]. Сумма активов [16] равна сумме обязательств и акционерного капитала [34]. Как предполагает заголовок, сумма обязательств и акционерного капитала [17] состоит из двух элементов: суммы обязательств [33] и акционерного капитала [24]. Суть баланса выражается уравнением, показанным на рис. 1.1.
      Это самый важный исходный момент при анализе финансовой отчетности, невзирая на ее сложность. Для отображения баланса мы будем часто использовать формат «двойных колонок», как это сделано на рис. 1.1. В таком случае вы сразу можете увидеть, чем владеет DaimlerChrysler (активы), что эта компания должна (обязательства) и остаток - то, что принадлежит акционерам (чистая стоимость капитала за вычетом обязательств). Сразу станет очевидным, что DaimlerChrysler владеет активами на сумму €136 149, из которых €105 782 она должна различным кредиторам. Оставшаяся величина, представляющая разницу между этими двумя суммами - €30 367, - отражает права остальных претендентов или акционеров. Теперь ясно видно, что DaimlerChrysler на 78% финансируется за счет долга, т. е. 78% активов финансируются за счет привлеченного капитала и 22% - за счет собственного капитала:
      отношение заемных средств к активам =
      обязательства / активы = €105 782 / €136 149 = 77,7%.
      Ключ к пониманию баланса лежит в осознании, что весь дальнейший анализ - это разделение основного уравнения на множество различных подкатегорий активов, обязательств и собственного капитала. На рис. 1.4 представлен дальнейший анализ этих ключевых цифр на примере баланса DaimlerChrysler. Остальная часть главы содержит подробный экскурс по балансовому отчету с обсуждением каждой его позиции.
     
     
      1.3. Активы
     
      Активы, как показано на примере баланса DaimlerChrysler, подразделяются на четыре основные категории:
     
      [6] Основные средства (Долгосрочные активы) 49 606
      [13] Краткосрочные активы 75 393
      [14] Отложенные налоги 5016
      [15] Расходы будущих периодов 6134
      [16] Итого активы €136 149
     
     
      1.3.1. Основные средства
     
      Термин «основные средства» (долгосрочные активы) относится ко всем активам компании, которые руководство намерено долго сохранять на балансе обычно больше года. Сутью этого определения является намерение руководства, а не природа активов. Иллюстрацией этого положения для DaimlerChrysler будут автомобили и грузовики. Daimler­Chrysler производит автомобили и грузовики, большинство которых создается для продажи, но некоторые из них остаются на фирме и используются как активы компании. Последние будут относиться к основным средствам, поскольку они будут сохраняться на балансе. В то же время те автомобили и грузовики, которые создаются для продажи, будут относиться к товарно-материальному запасу и помещаться в раздел краткосрочных активов. Таким образом, два одинаковых грузовика отражаются в балансе различными способами.
      Из балансового отчета видно, что основные средства DaimlerChrysler состоят из следующих групп:
     
      [2] Нематериальные активы 2561
      [3] Недвижимость и оборудование 29 532
      [4] Инвестиции и долгосрочные финансовые активы 2851
      [5] Оборудование в операционной аренде, нетто 14 662
      [6] Основные средства €49606
     
     
      [2] Нематериальные активы €2561
     
      Некоторые активы, не имеющие физической сущности, могут представлять значительную ценность для компании. В случае DaimlerChrysler нематериальные активы представляют в основном гудвилл, возникший при приобретении American Motors Corporation1 (AMC). Как указывалось выше, само по себе слияние Daimler и Chrysler не увеличило гудвилла, поскольку это слияние трактовалось как объединение интересов, а не как покупка. Гудвилл возникает в результате приобретения дочерней компании холдинговой компанией или другой дочерней компанией группы. Он появляется по умолчанию как бухгалтерский искусственный объект в процессе консолидации, показанном выше.
     
     
      Как возникает гудвилл?
     
      Гудвилл возникает, если сумма, выплаченная группой за новую дочернюю компанию, превышает величину чистых активов (т. е. разницу между активами и обязательствами) этой дочерней компании. Предположим, что группа DaimlerChrysler заплатила €10 000 за все акции. В балансе покупающей компании (уже в балансе группы) эта операция будет записана как актив «Инвестиции в AMC €10 000». Поскольку эта сумма была выплачена непосредственно акционерам AMC, баланс AMC не изменяется. Однако в конце финансового года, когда AMC будет включена в консолидированный баланс группы, инвестиции в €10 000 будут разделяться на активы и обязательства AMC на дату приобретения и отражаться в соответствующем разделе консолидированного баланса группы. Давайте предположим, что на момент приобретения стоимость чистых активов была €7439, что оставило бы сумму €2561 вне анализа. Эта сумма называется гудвиллом и отражается в балансе группы DaimlerChrysler как нематериальный актив в разделе «Основные средства». Следует обратить внимание, что эта позиция будет появляться в балансе каждый год, пока AMC остается частью группы:
      Стоимость акций в AMC 10 000
      Чистые активы (активы минус обязательства) 7439
      Гудвилл €2561
      На этом этапе полезно показать различия между гудвиллом и премией, выплаченной при приобретении. Обе концепции иллюстрирует рис. 1.2.
      Премия при приобретении представляет собой излишек, заплаченный за инвестиции в AMC сверх рыночной стоимости (рыночная ­капитализация) акций AMC сразу перед приобретением. Она не имеет отношения к гудвиллу и не учитывается нигде, за исключением, может быть, учетных книг старых акционеров AMC, но маловероятно, что даже они имели на своих балансах эти акции отраженными точно по рыночной капитализации на день перед объявлением о намерении приобрести фирму.
     
     
      Как гудвилл исчезает из баланса?
     
      Компании сталкиваются с несколькими ключевыми решениями в бухгалтерской политике, когда возникает гудвилл. Они показаны на рис. 1.3, который иллюстрирует типовые методы обращения с гудвиллом в различных странах мира.
      На рис. 1.3 выделены четыре метода, которые обобщены в табл. 1.5.
      Методы 1 и 2, несмотря на их широкое применение во всем мире, не приветствуются регулирующими органами в сфере бухгалтерского учета, поскольку они являются формой так называемого резервного бухгалтерского учета. Эта форма недавно была запрещена в Велико­британии без эффекта обратной силы.
      По методу 1 гудвилл, как только он возникает, сразу поглощается капиталом, в то время как метод 4 держит его на балансе бессрочно. При применении методов 2 и 3 сумма гудвилла на балансе будет уменьшаться с течением времени. Наиболее предпочтительным является метод 3, и он применяется DaimlerChrysler. Сумма, показанная в балансе, на самом деле является гудвиллом за вычетом начисленной амортизации. Из приложения к ежегодному отчету DaimlerChrysler (здесь не приводится) видно, что показанные в отчете €2561 появились следующим образом:
      Полная стоимость гудвилла 4301
      Минус: начисленная амортизация 1704
      Нетто-гудвилл €2561
      Начисленная амортизация представляет собой сумму, которая была списана в отчете о прибылях и убытках на кумулятивных принципах. Эта сумма за текущий год составила €255, что уменьшит прибыль на эту сумму.
      В примечании 10 (не приведенном здесь), относящемся к балансу, можно увидеть, что гудвилл амортизируется в течение трех-четырех лет. Даже если принят конкретный метод трактовки гудвилла, период, в течение которого он амортизируется, может изменяться в широких пределах и соответственно оказывать значительное влияние на отчетные цифры. Рассмотренные методы и их влияние на различные элементы финансовой отчетности обобщены в табл. 1.5.
      Несмотря на то что различные подходы по-разному влияют на баланс и отчет о прибылях и убытках, все они оказывают одно и то же воздействие на отчет о движении денежных средств; оно проявляется только в год покупки. Однако только метод 3 вызывает несоответствие между показанной в отчете чистой прибылью и движением денежных средств в ходе основной деятельности. Как правило, различные методы трактовки гудвилла не влияют на налогообложение.
     
     
      Отражает ли гудвилл в балансе общую величину гудвилла группы?
     
      Нет. Гудвилл на балансе относится только к гудвиллу при покупке, в то время как баланс основывается по существу на принципе фактической стоимости приобретения. Проще говоря, только реальные операции могут влиять на финансовую отчетность. Операции отражаются по ценам этих операций, которые являются фактическими стоимостями. Большая часть гудвилла, связанного с DaimlerChrysler, была наработана этой фирмой, но это будет отражаться только в балансе покупателя, если другая компания купит DaimlerChrysler и заплатит больше, чем чистая учетная стоимость €30 367. Гудвилл в такой гипотетической операции был бы представлен разницей между уплаченной ценой и чистой учетной стоимостью.
      Грубая оценка общей величины гудвилла для DaimlerChrysler на 31 декабря 1998 г. составляет €53 345. Это предполагает, что общая сумма, за которую может быть приобретена DaimlerChrysler, составляет €83 742, рыночная капитализация этой компании на 31 декабря 1998 г.
      Как на самом деле возникает эта разница €53 345 между учетной стоимостью чистых активов (капитала) и рыночной стоимостью этих активов (рыночной капитализацией)?
      Ответом, безусловно, является то, что баланс, публикуемый фирмой, не содержит целого ряда важных, часто нематериальных, активов, которые имеют отношение к будущим потокам денежных средств предприятия и, следовательно, к его сегодняшней ценности.
      Примерами активов, не включенных в отчетность, являются: знания, торговые марки, сотрудники, другая интеллектуальная собственность и многие другие позиции; все эти активы пропущены в балансах, и не делается попытки сообщить о них.
      Следовательно, баланс, составленный на основе принципа учета по фактической стоимости приобретения, не дает верной оценки предприятия. Он предназначен только для того, чтобы быть одним из источников информации, хотя и наиболее важным, который может быть полезен тем, кто захочет оценить фирму.
      С другой стороны, фондовая биржа старается дать оценку всем активам. Процесс определения такой оценки является центральной задачей этой книги. Рыночная капитализация DaimlerChrysler на дату составления баланса 1998 г. была €83 742, она основана на рыночной цене акции в €83,60 и 10001,7 млн выпущенных акций.
      Разница между учетной стоимостью и рыночной стоимостью капитала может характеризоваться как растущая для любой фирмы на основе того факта, что рынок предполагает, что активы принесут процент прибыли больше, чем стандартный процент. Таким образом, при прогнозировании будущей рыночной цены предполагают рост стоимости. Разница между учетной стоимостью и рыночной стоимостью ­является оценкой возможностей роста, которые существуют у рассматриваемой фирмы. В конечном итоге реализация этих возможностей роста является конкурентным преимуществом данной фирмы.
      Однажды превращенные в деньги при операции покупки AMC, эти нематериальные активы учитываются как гудвилл.
      Это описание дает ясное представление о различии между балансом, основанным на принципе фактической стоимости приобретения, и концепцией баланса, составленного на базе реальной стоимости, который является необходимым инструментом при принятии решений. Эта концепция баланса, составленного на базе реальной стоимости, вводится в главе 5.
      Баланс, основанный на принципе первоначальной стоимости, это документ, обращенный назад, поскольку он отражает операции, которые уже произошли, в то время как баланс, составленный на базе реальной стоимости, пытается заглянуть в будущее и всесторонне оценить все активы компании.
     
     
      [3] Недвижимость и оборудование €29 532
     
      Следующая категория основных средств, которую мы рассмотрим, это недвижимость и оборудование. Недвижимость и оборудование представляют те активы, которые не предназначены для продажи, которые продолжительное время используются для производства, демонстрации, хранения и транспортировки изделий DaimlerChrysler. Эта сумма включает землю, здания, машины, оборудование, мебель, средства транспорта и другие активы.
      В общем случае эти активы отражаются в балансе по себестоимости за минусом начисленного износа, отсюда термин «нетто».
      В отдельном приложении к финансовой отчетности DaimlerChrysler (не представленном здесь) показано следующее:
      Валовая стоимость недвижимости и оборудования 65937
      Минус: Начисленный износ 36405
      Недвижимость и оборудование, нетто €29532
      Так же, как и для гудвилла, цифры, показанные для недвижимости и оборудования, не отражают их рыночную стоимость или не указывают стоимость замены этих активов.
      Начисление износа - это процесс, с помощью которого стоимость долгосрочных активов переносится на прибыль и убытки (отчет о при­былях и убытках), а следовательно, и на капитал в течение их срока службы. У менеджера есть некоторая свобода по поводу выбора срока службы и метода списания, которое обычно происходит равномерно. Это означает, что общая стоимость актива списывается равными суммами в каждом году его срока службы. Кроме того, используются другие методы. Валовая сумма отражает первоначальную стоимость, начисленный износ отражает ту часть первоначальной стоимости, которая уже была списана и прошла через отчет о прибылях и убытках в качестве расхода и, таким образом, уменьшила капитал на эту сумму. Нетто-сумма представляет оставшуюся часть первоначальной стоимости, сохранившуюся до сих пор и подлежащую списанию в последующие годы.
      Общая сумма начисленного износа в 1998 финансовом году для DaimlerChrysler была €7331 - это позиция, не связанная с денежными средствами и потому приводящая к разнице между отчетом о прибылях и убытках и отчетом о движении денежных средств. Это идентично воздействию амортизации гудвилла.
      Термин «истощение» обычно используется в горной и добывающей отрасли. Поскольку DaimlerChrysler не работает в этих секторах, такой термин здесь не встречается.
     
     
      [4] Инвестиции и долгосрочные финансовые активы €2851
     
      Следующая категория, показанная в балансе, - финансовые вложения. Это говорит нам о том, что менеджмент вложил средства в различные ценные бумаги, включая акции других компаний, государственные облигации и займы другим компаниям. Обратите внимание, что там, где приобретались акции, процент акций, принадлежащий данной группе, должен быть менее 50%, чтобы классифицироваться как инвестиции1. Если пакет акций больше 50%, компания, в которую вкладывают средства, обычно считается дочерней компанией. Как обсуждалось выше, дочерние предприятия консолидируются в групповой баланс и, следовательно, не появляются в качестве инвестиций в консолидированном балансе группы.
      Кроме того, вложения в ценные бумаги мы встретим в разделе краткосрочных активов данного баланса - так же, как в вышеприведенном примере с автотранспортом, нет разницы с экономической точки зрения между инвестициями, классифицированными как долгосрочные активы, и теми легко реализуемыми ценными бумагами, которые классифицируются как краткосрочные активы. Различия базируются полностью на намерениях менеджмента по поводу периода владения акциями.
      Эти финансовые вложения также косвенно являются частью баланса, которой, в сущности, управляют менеджеры по поручению акционеров. Так как они представляют капитал, заимствованный на рынке капитала в качестве задолженности, и капитал, который теперь вернулся на рынок капитала, этот процесс поднимает вопрос о добавленной стоимости, приращенной менеджерами к капиталу.
      Инвестиции являются долгосрочными финансовыми активами, относящимися к основным средствам, и учитываются по их себестоимости. Они не подлежат начислению износа или амортизации, но они будут списаны до рыночной стоимости, если она упадет ниже себе­стоимости на продолжительный период. Такое списание по природе своей напоминает амортизацию, поскольку оно проходит через отчет о при­былях и убытках как расход и, таким образом, уменьшает капитал. Подобно начислению амортизации, такие списания не влияют на движение денежных средств.
     
     
      [5] Оборудование в операционной аренде, нетто €14 662
     
      Последний вид основных средств, с которым мы сталкиваемся, - это оборудование в операционной аренде. Эта статья в основном представлена автомобилями и коммерческим автотранспортом, произведенным группой, которые отданы в аренду другим компаниям на долгосрочной основе. Таким образом, этот автотранспорт принадлежит DaimlerChrysler, но используется другими организациями, которые выплачивают арендную плату за его эксплуатацию.
      Несмотря на то что оборудование, вероятно, передано с товарно-материального запаса одной дочерней компании и продано с прибылью другой компании, которая организует аренду, любая прибыль от этих внутригрупповых операций реверсируется при консолидации и эти активы показываются по себестоимости для группы. Эти активы списываются в износ так же, как и недвижимость и оборудование, и появляются в отчетах очищенными от начисленного износа.
      В отдельном приложении (не представленном здесь) можно увидеть следующую информацию:
      Валовая стоимость оборудования в операционной аренде 18225
      Минус: Начисленный износ 3563
      Оборудование в операционной аренде, нетто €14662
     
     
      1.3.2. Краткосрочные активы
     
      Теперь мы подходим ко второй категории активов, показанной в отчетах DaimlerChrysler, ко краткосрочным, или оборотным, активам.
      Краткосрочные активы - это такие активы и права, принадлежащие фирме, которые предполагается превратить в денежные средства в обозримом будущем, обычно в течение следующего финансового года. Несмотря на то что краткосрочные активы как категория постоянно присутствуют в балансе, элементы этой статьи постоянно находятся в обращении, т. е. превращаются в денежные средства и другие краткосрочные активы. Краткосрочные активы составляют значительную часть капитала DaimlerChrysler (55,4%), и поэтому этими активами необходимо эффективно управлять, для того чтобы обеспечить получение адекватного процента прибыли.
      Краткосрочные активы DaimlerChrysler включают следующее:
     
      [7] Товарно-материальный запас 11796
      [8] Дебиторская задолженность покупателей 7605
      [9] Дебиторская задолженность по финансовым услугам 26468
      [10] Прочая дебиторская задолженность 10775
      [11] Ценные бумаги 12160
      [12] Денежные средства и эквиваленты денежных средств 6589
      [13] Краткосрочные активы €75393
     
     
      [7] Товарно-материальный запас €11 796
     
      Товарно-материальный запас производителя автомобилей, такого как DaimlerChrysler, состоит из трех основных категорий: сырья, которое будет использоваться в производственном процессе, незавершенного производства или частично законченной продукции и готовой продукции. Около 60% товарно-материального запаса Daimler­Chrysler - это готовая продукция. Товарно-материальный запас переносится в баланс по себестоимости и включает прямые затраты на производство изделий, имеющихся в наличии на конец года. Эти затраты включают затраты на материалы и затраты на оплату труда. Определение затрат на товарно-материальный запас оказывает существенное влияние на уровень прибыли. Так как общие прямые затраты на производство за текущий год распределяются между себестоимостью проданных товаров (взимается с прибыли) и товарно-материальным запасом (учитывается в балансе), сумма, отнесенная к товарно-материальному запасу, представляет отвлечение затрат от отчета о прибылях и убытках для временного удержания на балансе. Это приводит к увеличению прибыли в текущем году, хотя на следующий год эти затраты пойдут в отчет о прибылях и убытках, когда изделия, связанные с этими затратами, будут проданы. Таким образом, длительная практика взвинчивания затрат на товарно-материальный запас приведет к завышению прибыли и базы активов.
      На DaimlerChrysler используются два метода учета затрат на товарно-материальный запас: так называемый «первым пришел - первым ушел» (метод ФИФО1), который предполагает, что запас, находящийся на складе изделий, является самым свежим; и «последним пришел - первым ушел» (метод ЛИФО2), который предполагает, что на складе остались самые старые из возможных изделий. Так как прямые затраты обычно повышаются, товарный запас, рассчитанный по методу ФИФО, обычно выше, чем запас, рассчитанный по методу ЛИФО. Это означает, что прибыли, полученные при использовании метода ФИФО, выше. Хотя применение этих двух методов по-разному влияет на прибыль и на величину товарного запаса в балансе, прямого влияния на движение денежных средств в ходе основной деятельности это не оказывает. Однако если эти два подхода допустимы для применения в целях налогового учета, прибыли, рассчитанные при применении метода ЛИФО, будут ниже, что приведет к более низкому налогу, подлежащему к уплате.
      Если бы весь товарно-материальный запас DaimlerChrysler был оценен на базе ФИФО, величина товарно-материального запаса была бы выше на €549. Эта сумма не признается в балансе и представляет некий резерв метода ЛИФО, что является суммарным эффектом разницы в этих двух методах. Влияние на прибыль текущего года применения метода ЛИФО для учета затрат на некоторую часть запаса составило €2 млн.
     
     
      [8] Дебиторская задолженность покупателей €7605
     
      Следующая статья краткосрочных активов, которую мы находим в балансе, - это дебиторская задолженность покупателей. В финансовых отчетах продажа признается в момент поставки продукции. Таким образом, если автомобиль ушел со склада, это учитывается как продажа, даже если покупатель за него еще не заплатил. Следовательно, на момент составления баланса любые суммы, еще не оплаченные, но уже включенные в продажи, показываются как дебиторская задолженность покупателей.
      Очевидно, что чем больше времени занимает получение причитающихся денег от покупателей, тем дольше фирма не будет иметь этих денежных средств. Таким образом, дебиторская задолженность представляет еще один из главных видов поглощения капитала, которое не генерирует непосредственно возврат денежных средств.
      В случае DaimlerChrysler сумма дебиторской задолженности покупателей представляет суммы, которые должны этой компании покупатели, в основном дистрибьюторы. Эта сумма показана за вычетом сомнительных долгов.
      Фактическая сумма, которую покупатели должны DaimlerChrysler, составляет €8462, но из нее вычли сумму поправки на сомнительные долги, которая равняется €857:
      Суммарная дебиторская задолженность покупателей 8462
      Минус: Поправка на сомнительные долги 857
      Дебиторская задолженность покупателей €7605
      10%-ная поправка, применяемая здесь, считается довольно консервативной по международным стандартам. Но это вопрос стратегии руководства, и на него оказывает влияние прошлый опыт по возврату дебиторской задолженности. Нетто-цифры, показанные в балансе, отражают те суммы, которые руководители предполагают получить.
      Обратите внимание, что дебиторская задолженность покупателей учитывается по цене продажи и, следовательно, включает прибыль по проданным товарам.
     
     
      [9] Дебиторская задолженность по
      финансовым услугам €26 468
     
      Дебиторская задолженность по финансовым услугам отличается от дебиторской задолженности покупателей тем, что финансовые услуги DaimlerChrysler предоставляют конкретные финансовые соглашения с розничным покупателем, в то время как дебиторская задолженность покупателей взимается согласно счету-фактуре. Финансовые соглашения бывают двух видов: продажа в рассрочку и финансовый лизинг. Эти два вида контрактов имеют различные юридические и налоговые условия, но экономически они сводятся к тому, что заказчик оплачивает машину в несколько приемов и, поскольку это фактически означает заимствование средств у компании, взимается плата за финансовые услуги.
      DaimlerChrysler поднимет продажи по цене продаж за наличные и отразит эти суммы на «Дебиторской задолженности по финансовым услугам». Когда платежи в рассрочку или лизинговые платежи будут получены в денежных средствах, они будут поделены на элемент капитала и финансовый элемент (процент). Первый пойдет на погашение дебиторской задолженности, а последний будет показан как доход от финансовых услуг.
      При дальнейшем раскрытии в годовом отчете становится ясно, что €14 733 из этой дебиторской задолженности подлежат оплате после окончания более чем одного года.
     
     
      [10] Прочая дебиторская задолженность €10775
     
      Прочая дебиторская задолженность представляет суммы, которые должны данной группе не покупатели и не в результате финансовых услуг. Эта сумма включает суммы задолженностей аффилированных и родственных компаний, которые не включаются в консолидированный отчет. Эта статья также включает краткосрочные чистые торговые инвестиции. Показанная сумма дана за вычетом поправки по безнадежным долгам в 10%.
     
     
      [11] Ценные бумаги €12160
     
      Эта статья представляет собой легко реализуемые ценные бумаги, которыми владеет группа. Исключительно большая сумма излишних денежных средств была вложена в ликвидные активы, включая займы и капитальные инвестиции. Они вместе с денежными средствами в банке представляют собой значительные средства защиты финансовой мощи. Они дают руководству существенную гибкость, однако поднимают вопрос о способности руководства получить добавочную стоимость, поскольку они просто реинвестируются на рынке капитала, откуда они и пришли. Это важные моменты для создания стоимости и корпоративной политики, к которым мы обратимся в этой книге позже. Эти вложения обычно показываются по меньшей из двух стоимо­стей: рыночной стоимости и себестоимости. Однако если эти ценные бумаги предназначены для продажи, они учитываются по рыночной стоимости, даже если она выше себестоимости. Нереализованная прибыль от таких переоценок не признается в прибыли, а хранится на специальном резерве прибыли (см. раздел 1.4.1).
     
     
      [12] Денежные средства и эквиваленты
      денежных средств €6589
     
      Денежные средства, как можно предполагать, это банкноты и монеты в кассе, а также вклады в банке. Денежными эквивалентами считаются инструменты денежного рынка, такие как депозиты со сроком платежа менее трех месяцев.
      Если рассматривать вместе [11] и [12], то DaimlerChrysler имеет в ликвидных денежных средствах как денежные средства, так и легко реализуемые ценные бумаги, - €18749, что представляет собой экстраординарную сумму. В США и Великобритании не существует таких нефинансовых компаний, зарегистрированных на бирже, которые бы держали столь крупные суммы в денежных активах и легко реализуемых ценных бумагах. Это отражает сильно отличающиеся традиции и является нашим первым столкновением с существенными различиями между англо-американской и немецкой корпоративной политикой, к которым мы вернемся позже. Действительно ли обладание такими большими денежными средствами создает ценность? Это вопрос, который задается многими акционерами европейских компаний.
      Следствием наличия крупной суммы в денежных средствах и легко реализуемых ценных бумаг является то, что в отчете о прибылях и убытках показывается значительная финансовая прибыль.
     
     
      1.3.3. Прочие активы
     
      Экскурс по активам баланса DaimlerChrysler завершается описанием этих двух последних статей.
     
     
      [14] Отложенные налоги €5016
     
      Отложенные налоги включены в общую сумму активов, но не как краткосрочные или долгосрочные активы. Точно так же мы отметим, что с другой стороны баланса существует статья, озаглавленная «Отложенные налоги» [31], которая включается в общую сумму обязательств. Отложенные налоги появились в DaimlerChrysler в качестве актива в связи с существованием чистых убытков от основной деятельности в некоторых дочерних компаниях группы. Чистые убытки от основной деятельности означают, что убытки этих компаний будут в дальнейшем работать как щит от налогов на будущие прибыли. В США это называется «налоговый кредит, перенесенный на следующие отчетные периоды». Если для целей налогообложения у какой-то компании группы получился убыток, она не получает возврата переплаты от налоговых органов - обычно этой компании разрешают уменьшить прибыль последующих лет (если она есть) на величину убытков, перенесенных на следующий период. В результате этого фактическая налоговая ставка будет выглядеть выше, чем маржинальная ставка налога на прибыль в том году, когда получены убытки от основной деятельности, и ниже, когда эти убытки учли. В табл. 1.6, а представлен числовой пример подобной ситуации.
      Предполагается, что прибыль (убыток), полученная в каждом году, подлежит налогообложению. Налоги рассчитываются по ставке 56% (это немецкая маржинальная ставка по налогу на прибыль, под которую подпадает DaimlerChrysler). Поскольку убыток, понесенный конкретной дочерней компанией, не оказывает влияния на налоги, т. е. зачет по налогу, подлежащему оплате другими дочерними компаниями, не предоставляется, фактическая ставка налога группы в целом получается 70%. Однако этот убыток от основной деятельности в €2000 можно использовать для снижения последующей прибыли. В данном примере дочерняя компания, нерентабельная в первом году, на второй год получает прибыль в €2000. Поскольку эта прибыль не будет облагаться налогом, из-за переноса на последующие периоды рассматриваемого убытка от основной деятельности, фактическая ставка налога для группы в этом году 47%. Таким образом, убытки от основной деятельности увеличивают фактическую ставку налога в год, когда они возникают, и уменьшают ее, когда их вычитают. Так получается, потому что убыток от основной деятельности порождает разницу во времени между отраженной прибылью и налогооблагаемой прибылью. В данном случае убыток показывается в отчете в тот год, когда он возникает, в то время как налоговые органы признают затраты, с ним связанные, только тогда, когда появляется налогооблагаемая прибыль в следующем году.
      Эта разница во времени порождает флуктуацию фактических ставок налога, так как существует несоответствие между строкой налога и строкой прибыли в отчете о прибылях и убытках.
      Финансовые отчеты DaimlerChrysler и фактически всех других компаний основываются на принципе соответствия, согласно которому расходы соответствуют доходам, с которыми они связаны. Этот принцип требует, чтобы в показанных в отчетах суммах налогов были сделаны корректировки для устранения этих несоответствий, которые возникают благодаря разнице во времени, вызванной такими событиями, как чистые убытки от основной деятельности. Таблица 1.6, б иллюстрирует механику корректировок отложенного налога, связанного с чистым убытком от основной деятельности.
      Принцип соответствия, лежащий в основе корректировок отложенного налога, как показано, приводит к появлению в отчетах постоянного значения налоговых ставок каждый год. Кроме того, присутствуют еще два результата. Во-первых, налоговая статья отчета больше не основывается на денежных средствах, она состоит из налогов, фактически заплаченных, и бухгалтерских корректировок, которые не влияют на потоки денежных средств. Во-вторых, совокупный эффект этих корректировок отчета о прибылях и убытках проявляется в балансе в виде отложенных налогов. В приведенном примере, так как налоговые платежи снижаются в первом году, в балансе отложенные налоги появляются в качестве актива.
      Разница во времени может работать в обратном направлении, т. е. на­логовые платежи могут увеличиваться в более ранние годы и снижаться в последующие годы. Наиболее широко известным примером подобной ситуации является разрешение налоговых органов списывать активы быстрее, чем в период, предполагаемый для финансовой отчетности. Следовательно, доходы в течение начального периода срока эксплуатации активов защищены от налогов, которые отсрочены на по­следующие годы. Такая временная разница иллюстрируется в табл. 1.7, а. В данном примере мы предполагаем, что актив с первоначальной стоимостью в 4000 евро подлежит списанию в течение двух лет (равномерно) для целей отчетности, но для целей налогообложения эти активы разрешено списать за один год.
      В данном примере фактическая ставка налога, согласно отчету, составляет 44,8% в первый год и 67% во второй год. Разница во времени возникает в первый год, когда налоговые органы разрешают ­полностью списывать актив, таким образом уменьшая налоги. Однако во второй год этот актив является полностью списанным на амортизацию в целях налогообложения и соответственно в отчетах показывается более высокая фактическая налоговая ставка. Таблица 1.7, б иллюстрирует, как будет происходить корректировка отложенных налогов.
      Обратите внимание, как корректировки отложенного налога сглаживают отчетную прибыль, показывая одну и ту же прибыль после налогообложения каждый год, что является противоположностью колеблющейся сумме без отложенных налогов. Так же, как в нашем примере с чистым убытком от основной деятельности, фактическая ставка налога, показанная в отчете, равняется маржинальной налоговой ставке этой фирмы - 56%. Обратите внимание, что в данном примере в первый год налоги, согласно отчету, больше, чем налоги оплаченные, а во второй год наблюдается обратная картина.
      И опять налог, показанный в отчете, состоит из оплаченных денежных средств и суммы бухгалтерской корректировки. Однако в данном примере в балансе в конце первого года отражается отсроченное обязательство по налогу.
      Достаточно нетипично на лицевой стороне баланса раздельно показывать отложенные налоги как активы и как обязательства. Хотя поступив таким образом, DaimlerChrysler увеличила свои суммарные активы на €4165. Это сумма обязательств по отложенным налогам [31], показанная в разделе «Обязательства баланса». Позднее в этой главе, чтобы подготовиться к дальнейшему анализу, мы реструктурируем балансовый отчет. Одна из корректировок компенсирует эти две статьи. Таким образом, отложенные налоги будут показаны в отчете суммарно следующим образом:
     
      [14] Отложенные налоги (актив) 5016
      [31] Отложенные налоги (обязательства) 4165
      Отложенные налоги (нетто-актив) €851
     
      Итак, корректировки по отложенным налогам:
      1. основываются на бухгалтерском принципе соответствия;
      2. создают компонент, не имеющий отношения к денежным средствам в налогах, показанным в отчете о прибылях и убытках;
      3. сглаживают прибыль на протяжении времени;
      4. устраняют эффект разницы во времени по налогам оплаченным и налогам, показанным в отчете;
      5. порождают активы отложенных налогов (такие, как чистые убытки от основной деятельности) и обязательства по отложенным налогам.
     
     
      Являются ли отложенные налоги в разделах активов и обязательств
      реальными и увеличивают/уменьшают ли они ценность фирмы?
     
      Такие обязательства не являются юридическими обязательствами, они не подлежат выплате, на них не начисляется процент, и они зависят от прибыли в будущем. Если вы продаете какую-то фирму, вы предположите, вероятно, что обязательства по отложенным налогам являются бухгалтерскими артефактами. Однако если бы вы покупали какую-нибудь фирму, вы могли бы поспорить, что эти сальдо отражают уже использованные налоговые скидки, а это будет означать, что будущие доходы будут облагаться налогом по большей ставке. Таким образом, отложенные налоги в активе не дают прямого возврата, хотя они и полезны, поскольку представляют собой защиту от налогов для будущих доходов. Эти позиции на самом деле раскрывают нечто о будущем компании после оплаты налогов, и, следовательно, они имеют отношение к оценке. Это не просто вычитание или прибавление какой-то суммы в балансе. Мы вернемся к этому вопросу позже.
     
     
      [15] Расходы будущих периодов €6134
     
      Последняя статья в разделе активов - это расходы будущих периодов. DaimlerChrysler не делает различий на лицевой стороне баланса между долгосрочными и краткосрочными расходами будущих периодов.
      Расходы будущих периодов представляют суммы, уплаченные авансом за услугу или выгоду, которая будет получена. Эта статья обычно содержит сравнительно небольшие суммы, такие как страховые взносы, которые покрывают периоды, выходящие за пределы текущего года. Это еще одна иллюстрация принципа соответствия. Расходы понесены в этом году, но откладываются, чтобы списать их на затраты на следующий год при получении доходов, которым эти расходы соответствуют. Сумма в €6134, описанная здесь как расходы будущих периодов, отчасти касается интересной операции, связанной со слиянием. Непосредственно перед слиянием акционерное общество Chrysler выпу­стило акции для пенсионного фонда сотрудников Chrysler (экономической единицы, совершенно отдельной от Chrysler). Эта операция не была связана с движением денежных средств. Увеличился собственный капитал (см. ниже), и это потребовало увеличения на стороне активов уравнения. Эта сумма была включена как предварительно оплаченные расходы на пенсию, которые на протяжении ряда лет будут возвращаться в капитал (нераспределенная прибыль (см. ниже)) через отчет о прибылях и убытках как пенсионные расходы1. Кроме того, существовали другие предоплаченные пенсионные расходы общей суммой в €5309, связанные с предварительно оплаченными пенсионными расходами.
      Расходы будущих периодов имеют контрстатью в разделе обязательств баланса - «Доходы будущих периодов». Эта статья представляет суммы, которые были получены группой предварительно, до оказания услуги или предоставления другой выгоды. И опять как часть процедуры реорганизации статей баланса краткосрочные элементы расходов будущих периодов будут показаны как краткосрочные активы:
     
      [15] Расходы будущих периодов 6134
      Минус: Краткосрочная составляющая 854
      Долгосрочные расходы будущих периодов €5280
     
     
      1.3.4. Резюме по разделу активов
     
      Завершая экскурс в раздел активов балансового отчета, отметим, что мы столкнулись с тремя фундаментальными бухгалтерскими концепциями, которые лежат в основе составления финансовой отчетности:
      1. Соглашение о первоначальной стоимости (фактической стоимости приобретения)
      Все статьи финансовой отчетности базируются на подлинных хозяйственных операциях и отражаются по ценам на момент совершения этих операций. Такие позиции баланса обычно учитываются по первоначальной стоимости, даже если цены на рынке изменились и эти активы имеют совершенно другую стоимость.
      2. Принцип соответствия
      Затраты и доходы, которые связаны друг с другом, признаются ­в один и тот же период, даже если хозяйственные операции не завершены. Примером этому являются отложенные налоги.
      3. Принцип осмотрительности
      Финансовая отчетность строится на принципе консерватизма, т. е. за­­т­раты учитываются в максимальном размере, а доходы - нет.
      Эти принципы проявляются в следующем:
      1. Активы в балансе не отражают их ценности или восстановительной стоимости.
      2. Движение денежных средств и прибыли - не одно и то же.
      3. Определенные активы не появляются в балансе.
      Теперь мы переходим к разделу обязательств баланса.
     
     
     
     
     
     

Управление денежными потоками. / М. Бертонеш, Р. Найт - СПб: Питер, 2003. - 240 с.

Проекты: Экономика и управление | Право | Бухгалтерский учет и налоги |