Полнотекстовый поиск:




Если ссылка на документ, который Вас заинтересовал, не работает, сообщите об этом.

В предлагаемом издании рассмотрены особенности организации и ведения бухгалтерского учета в туристических фирмах: формирование затрат, внешнеэкономические операции, налогообложение и методы учета расходов и доходов. Книга будет полезна практикующим бухгалтерам турфирм, а также студентам, обучающимся по специальностям «Бухгалтерский учет, аудит, анализ», «Социально-культурный сервис и туризм», «Менеджмент туризма».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Правовые особенности деятельности
2. Денежные расчеты туристической организации
2.1. Учет кассовых операций
Организация работы кассы
Оформление кассовых документов
Ведение кассовой книги
Ведение валютных кассовых операций
Бланки строгой отчетности
2.2. Операции на валютных счетах в банках
Открытие валютного счета в российском банке
Оплата счетов поставщиков услуг за иностранную валюту
Покупка иностранной валюты
Валютная выручка. Продажа иностранной валюты
Учет курсовых и суммовых разниц
3. Планирование и калькулирование затрат туристических организаций
3.1. Классификация затрат
Виды классификаций
Производственные и периодические затраты
Метод «директ-костинг»
Одноэлементные и комплексные затраты
Планируемые и непланируемые расходы
Планирование и учет по центрам ответственности
3.2. Особенности калькулирования затрат по формированию туров
4. Особенности учета доходов и расходов туристическими организациями
4.1. Учет расходов туристическими организациями
Расходы по обычным видам деятельности
Виды расходов
Чартерные рейсы
Страхование туристов и профессиональной ответственности туроператора
Командировочные расходы
Начисление амортизации в целях бухгалтерского учета
Учет расходов по оплате труда
Оплата труда за отработанное время
Порядок оплаты за неотработанное время
Учет расходов на оплату труда
Расходы на новые туры
4.2. Учет доходов
Понятие доходов в бухгалтерском учете
Учет доходов организациями-посредниками
Прочие доходы и расходы
4.3. Прибыли и убытки
5. Особенности налогообложения организаций сферы туризма
5.1. Расчеты по НДС
5.2. Налог с продаж
5.3. Налог на имущество
5.4. Налог на прибыль
Принципы организации налогового учета
Материальные расходы
Амортизация основных средств
Учет расходов на ремонт основных средств
Расходы на оплату труда
Расходы по обязательному и добровольному страхованию имущества
Прочие расходы
Внереализационные расходы
Распределение прямых расходов для организаций-турагентов
Формирование налоговой базы организациями туризма
Формирование налоговой базы
5.5. Упрощенная система налогообложения
Упрощенная система налогообложения — специальный режим налогообложения
Налогоплательщики
Ограничения на применение УСН
Объекты налогообложения
Налоговая база и налоговые ставки
Порядок исчисления срока уплаты налога
Налоговая декларация
Зачисление налога
Порядок определения и признания доходов и расходов
Порядок признания доходов и расходов
Обязанности налогоплательщиков, применяющих УСН
Обязанность по бухгалтерскому учету
Обязанность по налоговому учету
Обязанность по ведению кассовых операций
Обязанность по предоставлению статистической отчетности
Обязанность налогового агента
Переход с общего режима налогообложения на УСН и переход с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения
Порядок и условия прекращения применения УСН
Порядок и условия перехода с УСН на общий режим налогообложения
Особенности исчисления налоговой базы при переходе с общего режима налогообложения на УСН
Особенности исчисления налоговой базы при переходе с УСН на общий режим налогообложения
6. Анализ хозяйственной деятельности организаций-туроператоров
6.1. Основные показатели деятельности предприятия
6.2. Анализ себестоимости
6.3. Анализ доходов
6.4. Анализ прибыли
6.5. Анализ безубыточности
Метод маржинальной прибыли
Расчет маржинального запаса рентабельности
Расчет операционного рычага
Приложение
Литература
 

Глава 1.

Правовые особенности деятельности

Туристические организации могут заниматься продвижением и продажей как собственного туристского продукта, так и туристских продуктов других организаций, а также оказанием коммерческих услуг, в том числе бронированием и продажей билетов и мест в гостиницах. Туристская организация может осуществлять деятельность в области организации услуг, торговли, сбыта или посредническую деятельность.

Лицензирование туроператорской и турагентской деятельности, стандартизация в туристской индустрии, сертификация туристского продукта осуществляются в соответствии с законодательством Росcийской Федерации.

Туристические организации в соответствии с Законом РФ «О лицензировании» подразделяются на два вида:

туроператоры, осуществляющие продажу туристского продукта и прав на него. Туроператорская деятельность — деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем;

турагенты, осуществляющие посредническую деятельность.

Туристский продукт формируется исходя из конъюнктуры туристского рынка или по конкретному заказу туриста.

Туроператор приобретает право на услуги, входящие в тур, на основании договоров с лицами, предоставляющими отдельные услуги, или с туроператором по приему туристов, обеспечивающим предоставление всех видов услуг, входящих в тур.

Конкретный заказ туриста или лица, уполномоченного представлять группу туристов, на формирование туристского продукта туроператору оформляется в письменной форме как соглашение, имеющее характер предварительного договора.

Под туром понимается комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия.

Туристский продукт — право на тур, предназначенное для реализации туристу. Для продвижения туристского продукта используется комплекс мер, направленных на реализацию туристского продукта (реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках, организация туристских информационных центров по продаже туристского продукта, издание каталогов, буклетов и др.).

Взаимоотношения между туристической организацией и туристом регулируются следующими документами:

договором;

туристской путевкой — документом, подтверждающим факт передачи туристского продукта;

туристским ваучером — документом, устанавливающим право туриста на услуги, входящие в состав тура, и подтверждающим факт их оказания.

Реализация туристского продукта осуществляется на основании договора. Договор заключается в письменной форме и должен соответствовать законодательству Российской Федерации, в том числе законодательству в области защиты прав потребителей.

К существенным условиям договора относятся:

информация о туроператоре или турагенте (продавце), включая данные о лицензии на осуществление туроператорской или турагентской деятельности, его юридический адрес и банковские реквизиты;

сведения о туристе (покупателе) в объеме, необходимом для реализации туристского продукта;

информация о туроператоре, включая данные о лицензии на осуществление туроператорской деятельности, его юридический адрес и банковские реквизиты, если путевка продается через турагента;

достоверная информация о потребительских свойствах туристского продукта, включая информацию о программе пребывания и маршруте путешествия, об условиях безопасности туристов, о результатах сертификации туристского продукта;

дата и время начала и окончания путешествия, его продолжительность;

порядок встречи, проводов и сопровождения туристов;

права, обязанности и ответственность сторон;

розничная цена туристского продукта и порядок его оплаты;

минимальное количество туристов в группе, срок информирования туриста о том, что путешествие не состоится по причине недобора группы;

условия изменения и расторжения договора, порядок урегулирования возникших в связи с этим споров и возмещения убытков сторон;

порядок и сроки предъявления претензий туристом.

Иные условия договора определяются по соглашению сторон.

Турист вправе требовать от туроператора или турагента оказания ему всех услуг, входящих в тур, независимо от того, кем эти услуги оказываются.

Каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора в связи с существенными изменениями обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора.

К существенным изменениям обстоятельств относятся:

ухудшение условий путешествия, изменение сроков совершения путешествия;

недобор указанного в договоре минимального количества туристов в группе, необходимого для того, чтобы путешествие состоялось;

непредвиденный рост транспортных тарифов;

введение новых или повышение действующих ставок налогов и сборов;

резкое изменение курса национальных валют.

Туроператор или турагент не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по договору, если докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы.

Возмещение убытков при расторжении договора осуществляется в соответствии с фактическими затратами сторон. При этом сумма, выплачиваемая в качестве возмещения убытков, не может превышать двух размеров стоимости туристского продукта. Претензии к качеству туристского продукта предъявляются туристом туроператору или турагенту в письменной форме в течение 20 дней с момента окончания действия договора и подлежат удовлетворению в течение 10 дней после получения претензии.

Конкретные условия путешествия, розничная цена туристского продукта указываются в туристской путевке, выдаваемой туристу туроператором или турагентом. Туристская путевка является письменным акцептом оферты (оферта — это безусловное обязательство выполнить указанные в письменном виде условия, без изменения их в одностороннем порядке) туроператора или турагента на продажу туристского продукта и неотъемлемой частью договора, а также документом первичного учета туроператора или турагента.

Урегулирование взаиморасчетов между туроператором или турагентом, направляющим туриста, и туроператором по приему или лицами, предоставляющими конкретные услуги, входящие в тур, осуществляется на основании туристского ваучера.

Организации-турагенты оказывают услуги в области реализации туристических продуктов на основании заключенных агентских договоров с организациями туроператорами. Деятельность турагентов по продаже турпутевок осуществляется на основании полученных лицензий.

Реализация билетов на железнодорожный и авиатранспорт также осуществляется на основании заключенных агентских договоров с компаниями-перевозчиками. Этот вид деятельности относится к транспортно-экспедиторским услугам и поэтому не подлежит лицензированию. Обязательным требованием кроме наличия соответствующих агентских договоров является подключение к информационным системам по продаже и бронированию железнодорожных и авиабилетов.

Другим вариантом осуществления этой деятельности является работа на основании договора-поручения между организацией и покупателем билета, который поручает приобрести билет в соответствии с указанными требованиями.

Порядок заключения агентского договора регулируется гл. 52 Гражданского кодекса РФ. Основными требованиями, учитываемыми при заключении агентского договора, являются:

В договоре указывается, от чьего имени действует агент при продаже туристических путевок. Это означает, от чьего имени выписывается путевка (если от имени туроператора, то на его бланке ТУР-1, если от имени агента — используется бланк ТУР-1, выписанный агентом от своего имени). При продаже билетов всегда используются бланки организаций-перевозчиков, а следовательно, агент выступает от его имени.

Размер агентского вознаграждения. Как правило, соответствующая сумма вознаграждения должна устанавливаться в виде процента к стоимости продаваемого продукта. Но, Кодекс также не запрещает устанавливать в виде фиксированной платы стоимость агентской услуги. Агентское вознаграждение должен уплачивать принципал, на основании полученного отчета агента. Одним словом, агентское вознаграждение может быть в виде процента или фиксированной суммы.

Отчет агента. Договор должен предусматривать сроки и порядок предоставления агентом отчета. Отчет может представляться по мере исполнения договора или по окончании срока его действия. Агент при соответствующих указаниях принципала должен прикладывать к отчету документы, подтверждающие расходы.

Субагентский договор. Если иное не предусмотрено договором, то агент вправе заключать субгентские договора, при этом основным требованием при заключении договора будет наличие лицензии у субагента при перепродаже путевок. Ответственность за соблюдение договора с принципалом сохраняется за агентом.


Организация бухгалтерского и налогового учета в туризме. / И. А. Аврова - СПб: Питер, 2003. - 208 с.

Проекты: Экономика и управление | Право | Бухгалтерский учет и налоги |