Полнотекстовый поиск:




Если ссылка на документ, который Вас заинтересовал, не работает, сообщите об этом.

Новости и аналитика

Ольга Губенко
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗАТЕЯЛО РЕФОРМУ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ.

Источник: Газета "Финансовые Известия"
Разделы: Экономика России , Экономика и управление на предприятиях ЖКХ
      Российское правительство подготовило проект федерального закона "О теплоснабжении" и намерено добиваться принятия этого закона Государственной думой уже в 2004 году. Главные задачи нового закона - четко разделить ответственность за теплоснабжение в стране между федеральными и региональными властями, зафиксировать схему формирования тарифов на поставку тепла, а также создать законодательную базу для развития конкуренции в этой отрасли. Создатели закона - Министерство экономического развития, Минэнерго и комиссия по естественным монополиям Совета федерации - надеются, что к следующему отопительному сезону этот закон уже вступит в силу. Но в связи с тем, что у законопроекта уже появилось много противников, ему предстоит пройти такой же трудный путь, как и принятому в прошлом году пакету законов по электроэнергетике.
     
      В начале прошлой недели первый заместитель министра экономики Андрей Шаронов подписал распоряжение о создании рабочей группы при правительстве, которая займется разработкой закона, получившим пока рабочее название - закон "О теплоснабжении". На первое заседание рабочей группы, которое состоится в начале февраля этого года, будет вынесен уже вполне сформированный и читабельный документ - Министерство экономического развития из всех полученных предложений и вариантов закона сформировало свой проект, который оказался в распоряжении "Финансовых Известий". Этот вариант закона пока представляет собой причудливую смесь схем советского планирования, которое осуществлял Госплан, и рыночного реформаторского документа. В проекте уживаются статьи, регламентирующие обязательное составление планов по ремонту теплотрасс и пункты, обязывающие региональные власти проводить конкурсы по инвестированию теплообъектов.
     
      Дело в том, что России досталась почти уникальная советская система централизованного отопления, при которой один производитель тепла поставляет свою "продукцию" целому району или даже городу. При этом многие потребители получают тепло прямо с электростанций, которые параллельно с электроэнергией вырабатывают и тепло. В результате в стране действует монопольная структура производства тепла, которая к тому же является практически побочной деятельностью энергетики. Так что включить в эту цепь рыночные отношения и частные инвестиции крайне трудно. Сейчас главная задача создателей закона - написать подробный документ, в котором будет прописано разделение ответственности между профильными ведомствами федерального центра и региональными властями, создать механизмы перехода к рыночным отношениям в отрасли и отрегулировать весь существующий механизм монопольных поставок тепла.
     
      Источники тепла
     
      Около года назад с инициативой написания такого закона выступила комиссия по естественным монополиям Совета федерации. После того как Государственная дума после года обсуждения все же приняла пакет законов по электроэнергетике, сенаторы обнаружили очевидную нехватку законодательного регулирования в сфере теплоснабжения. Тогда верхняя палата российского парламента отложила окончательное утверждение пакета законов по электроэнергетике на две недели и даже обдумывала возможность вернуть его на повторное рассмотрение в Госдуму.
     
      "Но тогда мы поняли, что не можем задерживать весь пакет законов по электроэнергетике, так как это задержит всю реструктуризацию РАО "ЕЭС России", - сказал "Финансовым Известиям" член комиссии по естественным монополиям Совета федерации Валентин Межевич, - и решили предложить правительству разработать специальный закон "О теплоснабжении", который также наверняка превратится в пакет законов".
     
      После этого комиссия приступила к аккумулированию предложений по написанию этого закона из регионов. 22 января этого года премьер-министр Михаил Касьянов на очередном заседании правительства неожиданно заявил, что темпы инфляции в январе 2004 года находятся на таком же уровне, как и в январе прошлого года, и обвинил в этом непомерный рост тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) страны. В конце прошлого года Касьянов говорил, что в первом полугодии 2003 года инфляция составила 7.1%, что на 1.3% ниже, чем за аналогичный период 2002 года. "Эти результаты оставляют хорошие возможности уложиться в целевой показатель инфляции по итогам года в 12%, а в 2004 году решить более амбициозную задачу, снизив инфляцию до 10%", - заявил тогда премьер.
     
      В результате на заседании кабинета Касьянов дал понять министрам, что не собирается отказываться от своих планов из-за цен на услуги ЖКХ и поручил профильным ведомствам отрегулировать схему установления цен в этой отрасли.
     
      Теплоснабжение же является локомотивом роста цен в сфере ЖКХ - российские предприятия, производящие тепло, в основном работают на угле, мазуте и газе, а цены на эти виды топлива постоянно и значительно увеличиваются. Правительство установило предельный рост тарифов на газ на 2004 год в размере 20%, а уголь и мазут в России продаются по рыночным ценам. В результате цена на газ, к примеру, в пятом российском "газовом" поясе (на Урале) выросла с $28 за тысячу кубометров почти до $34 за аналогичный объем.
      Ведомства, по всей видимости, решили не заставлять Касьянова долго ждать. "Для достижения стабилизации в тарифах на услуги ЖКХ просто необходимо законодательно отрегулировать взаимоотношения между производителями и потребителями тепла, а также закрепить ответственность за бесперебойное теплообеспечение государственных чиновников, - сказал "Финансовым Известиям" источник в правительстве, - поэтому Шаронов и создал рабочую группу". В нее вошли специалисты Минэнерго, самого Минэкономразвития, Федеральной энергетической комиссии, Энергонадзора, комиссии по естественным монополиям Совета федерации и РАО.
     
      Как это ни удивительно, но главное ведомство, отвечающее за теплообеспечение россиян, - Госстрой сопротивляется участию в работе комиссии. "Они нам сказали: вы топчетесь на нашей поляне. Мы не хотим входить в группу и разрабатывать этот закон, - сказал "Финансовым Известиям" один из членов рабочей группы. - Госстрой, по всей видимости, просто боится прямой ответственности за конкретные секторы теплоснабжения, которая может быть зафиксирована в законе. Сейчас ведь можно все беды отопительного сезона легко свалить на энергетиков или региональные власти".
     
      Из проекта закона "О теплоснабжении"
     
      - Теплоснабжение - коммерческая деятельность по обеспечению потребителей тепловой энергией, в том числе деятельность по ее производству, передаче, распределению и купле-продаже.
     
      - Статья 4. Основные принципы государственной политики при организации отношений в области теплоснабжения:
     
      - Качественное и надежное обеспечение теплом потребителей, обеспечивающих в свою очередь надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами теплоснабжения.
     
      - Обеспечение доступности тепловой энергии для потребителей и защита их прав
      .
      - Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления:
     
      - Разработка и создание условий для реализации плана теплоснабжения муниципального образования.
     
      - Организация инвестиционных конкурсов и предоставление в пределах своих полномочий гарантий для инвесторов в сфере теплоснабжения.
     
      - Разработка предложений, касающихся экономически оправданного перехода из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка тепловой энергии.
     
      - Статья 9. Государственное регулирование тарифов в сфере теплоснабжения:
     
      - Тарифы устанавливаются исключительно как долгосрочные (сроком на 3 года) тарифы. Запрещается изъятие либо учет при установлении тарифов на следующий период прибыли (убытков), полученной в результате деятельности организации в рамках предельных долгосрочных тарифов.
     
      - Статья 13. Основы организации отношений в сфере теплоснабжения
     
      - Отношения между теплоснабжающими организациями и потребителями, потребляющие энергоустановки которых присоединены к тепловым сетям данных организаций, регулируются на основании договора энергоснабжения в части снабжения тепловой энергии в порядке, предусмотренном настоящим законом.
     

Ольга Губенко. Правительство затеяло реформу теплоснабжения. // Газета "Финансовые Известия" - 02.02.2004

Проекты: Экономика и управление | Право | Бухгалтерский учет и налоги |