Полнотекстовый поиск:




Если ссылка на документ, который Вас заинтересовал, не работает, сообщите об этом.

Новости и аналитика

Андрей Железнов
ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА: ГОТОВЫ ЛИ НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПЕНСИОННЫЕ ФОНДЫ ПРИНЯТЬ ДЕНЬГИ НАСЕЛЕНИЯ.

Источник: Газета "Финансовые Известия"
Разделы: Экономика России
      
     
     
      В наступающем 2004 году доступ к деньгам с накопительных счетов российских граждан, принимающих участие в реформе пенсионного обеспечения, получат не только управляющие компании, но и негосударственные пенсионные фонды. Должны ли фонды для работы на этом поле становиться розничными, готовы ли они к притоку средств?
     
      Готовность нашего рынка к деятельности по обязательному пенсионному страхованию определяется следующими факторами: наличие нормативно-правой базы, регулирующей эту деятельность, и собственно готовность самих негосударственных пенсионных фондов к работе в новом для них сегменте рынка.
     
      Нормальное функционирование любого цивилизованного рынка требует прежде всего установления правил игры. На сегодняшний день немногочисленные нормативные документы лишь в общих чертах определяют контуры рынка и никак не могут считаться достаточными для полноценного вовлечения негосударственных фондов в работу по обязательному пенсионному страхованию. При подготовке правовой базы было бы полезно учесть положительный и отрицательный опыт создания такой базы на этапе выхода на этот рынок управляющих компаний. Особенно важно, чтобы соответствующие документы, а это несколько десятков подзаконных актов, были приняты своевременно. Некоторый оптимизм вселяет то, что Минтруд выполнил обещания, данные на заседании правительства 13 ноября, посвященном ходу пенсионной реформы. Инспекция негосударственных пенсионных фондов при Минтруде недавно сообщила о том, что 23 первоочередных проекта постановлений, определяющих основные правила участия фондов в системе обязательного пенсионного обеспечения, были направлены на рассмотрение правительства.
     
      Хорошо, что подготовка пакета документов завершена в короткие сроки, но сколько еще потребуется времени на согласование, утверждение и тому подобные процедуры! Как бы не пришлось опять переносить срок подачи заявлений гражданами на этот раз из-за неопределенности ситуации с негосударственными пенсионными фондами.
     
      Что касается непосредственно готовности самих фондов к работе на рынке обязательного пенсионного страхования, то за десять лет у негосударственных пенсионных фондов уже накопился достаточный опыт по инвестированию пенсионных средств и выплате негосударственных пенсий. В этом смысле деятельность по обязательному пенсионному страхованию проблем не вызовет, и фонды будут готовы "освоить" и эти средства.
     
      С другой стороны, большая часть негосударственных пенсионных фондов в силу технологического несовершенства, корпоративной замкнутости и неразвитости филиальной сети не готова обслуживать большие массы граждан. До выхода на рынок накопительной части трудовой пенсии остается менее года, и за оставшийся промежуток времени далеко не все фонды успеют создать необходимые технологии и инфраструктуру.
     
      Еще одна сложнейшая задача, требующая серьезных инвестиций, - проведение информационно-разъяснительной кампании среди населения. В идеале она должна решать сразу несколько задач: информирование населения о сути проводимой пенсионной реформы, создание и закрепление положительного имиджа фонда, пропаганда предлагаемых фондом услуг по инвестированию пенсионных накоплений. Все это действительно необходимо, если фонд нацелен на привлечение клиентов в условиях открытой конкурентной борьбы.
     
      В то же время необходимо отметить, что многие пенсионные фонды просто не ставят перед собой такие масштабные задачи. Они ориентированы на работу с клиентской базой, которая сформировалась за время работы на рынке добровольного негосударственного пенсионного обеспечения, и не предполагают активно привлекать клиентов "со стороны". В этом случае подготовка к работе на рынке накопительной части трудовой пенсии сводится к разработке информационно-технологического комплекса, необходимого для персонального учета накоплений граждан.
     
      Таким образом, действительно серьезная подготовительная работа к выходу на рынок накопительных пенсий предстоит только тем фондам, которые ориентированы на расширение существующей клиентской базы. Перечень необходимых мероприятий разнообразен: широкая информационная кампания, развитие филиальной сети и информационных технологий, совершенствование работы клиентских подразделений, создание новых продуктов и услуг, нацеленных именно на физических лиц.
     
     

Андрей Железнов. Пенсионная реформа: Готовы ли негосударственные пенсионные фонды принять деньги населения. // Газета "Финансовые известия", 19.12.2003

Проекты: Экономика и управление | Право | Бухгалтерский учет и налоги |