Полнотекстовый поиск:




Если ссылка на документ, который Вас заинтересовал, не работает, сообщите об этом.

Новости и аналитика

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ФИНАНСОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА.

Источник: Бюро правовой информации
Разделы: Экономика России
      В актив банковского комитета прошлого созыва следует записать около десяти ключевых документов. Прежде всего, это закон о страховании вкладов – рекордсмен с десятилетней историей обсуждения. Другой важной вехой в банковской сфере стало изменение закона о Центральном банке и реформирование на его основе Национального банковского совета. Кроме того, намечены пути изменения закона о банкротстве кредитных организаций. Важным элементом пенсионной реформы стал блок закон об инвестировании пенсионных накоплений. За четыре года существенно модернизировано фондовое законодательство. Внесены значимые поправки в закон о рынке ценных бумаг, принят закон об инвестиционных фондах. Почти готов документ о складских свидетельствах. Основы рефинансирования в сфере жилищного кредитования заложил закон об ипотечных ценных бумагах.
     
      В фондовом законодательстве наметилось важное изменение: вместо частных ограниченных актов начали рождаться более комплексные и технологичные документы. Они описывают всю инвестиционную цепочку и процедуру ее функционирования, а не просто отдельные виды финансовых инструментов. В страховой сфере принят закон об автостраховании, переработан базовый закон об организации страхового дела, подготовлено несколько новых законопроектов, вводящих обязательные виды страхования. Задачи очищения финансового рынка в какой-то степени решил закон о борьбе с отмыванием преступных доходов. Позитивные результаты здесь признаны международными организациями. Больше половины из перечисленных проектов были подготовлены и внесены в парламент депутатами. Конечно, на последующих этапах к работе над ними активно подключалось Правительство, предлагая поправки ко второму чтению. Однако исходный импульс все-таки исходил от думцев.
     
      Важным итогом работы комитета стало формирование законодательного задела на следующий созыв. Условно здесь можно выделить несколько направлений.
     
      Во-первых, будет продолжена работа над внесением изменений и дополнений в федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». Он внесен группой депутатов еще летом 2002 года и принят в первом чтении год назад. Далее, различными группами депутатов за последний год внесено три проекта закона, касающихся кредитных бюро. В течение 2004-2005 года ожидается подготовка Правительством и внесение в Думу более 30 законопроектов, направленных на реализацию Совместной стратегии Правительства и Центрального банка по реформированию банковского сектора. В то же время российские и зарубежные консультанты начинают реализацию проекта Всемирного банка, направленного на комплексное совершенствование банковского законодательства. До конца 2004 года в рамках проекта предполагается подготовка изменений и дополнений буквально во все действующие федеральные законодательные акты, регулирующие банковский сектор.
     
      Во-вторых, в качестве самостоятельного направления необходимо выделить комплекс вопросов, касающихся законодательства об ипотеке и ипотечных ценных бумагах. В ноябре 2003 года заместитель руководителя Администрации Президента РФ Игорь Шувалов представил предложения по совершенствованию законодательства в этой области, которые включают принятие 36 новых законов. Так, банковский закон ожидает ряд поправок, касающихся ипотечных банков и строительных сберегательных касс. Законопроект об ССК внесен в Думу группой депутатов еще сентябре 2002 года
     
      Еще одно направление связано с рынком ценных бумаг. Первое чтение уже прошли важные поправки в закон о рынке, регулирующие депозитарную и регистраторскую деятельность. Очередная третья редакция законопроекта об инсайдерской информации была внесена в Думу группой депутатов в октябре 2002 года и в ноябре 2003 года мы получили положительный отзыв Правительства. Есть основания полагать, что новый состав Думы может поддержать этот документ в первом чтении уже в феврале.
     
      В-четвертых, большое внимание законодателей привлекают новые многообещающие финансовые технологии, такие как секьюритизация, структурное и проектное финансирование, венчурное инвестирование. Пятое направление работы – это регулирование рынка деривативов или иначе говоря срочного рынка и новые финансовые инструменты. Речь идет о блоке законов, направленных на закрепление законодательного статуса срочных сделок и производных финансовых инструментов, в том числе на их судебную защиту.
     
      Помимо всего вышеназванного, очевидно, будет продолжено совершенствование пенсионного законодательства в части инвестирования пенсионных накоплений и распоряжения собранными средствами. То же можно сказать и о страховой сфере. Правительственные ведомства заявляют о необходимости подготовки в ближайшее время целого блока новых законов, вводящих обязательные виды страхования (например, обязательное страхование жилья).
     
      Более подробно стоит остановится на двух наиболее свежих темах: секьюритизации и деривативах. Первым примером использования модной техники секьюритизации стал закон об ипотечных бумагах. В Думу уже обращаются банки, познакомившиеся с законом об ипотечных бумагах. Они предлагают расширить перечень кредитных требования, под которые возможен выпуск аналогичных ценных бумаг. Среди насущных задач называются автомобильные ссуды, кредиты малому и среднему бизнесу и так далее, что вполне обоснованно, поскольку секьюритизации в принципе могут быть подвергнуты самые разные классы активов.
     
      В России катастрофически не хватает финансовых инструментов, а значит, нужно смелее подходить к их конструированию. Прежде всего, речь идет о новых видах ценных бумаг, удостоверяющих права в отношении секьюритизируемых активов. Следует также подумать о введении в законодательство новых видов договорных обязательств, которые позволят контрагентам передавать друг другу кредитные риски. Российские банки остро нуждаются не просто в новых финансовых инструментах, а в новых схемах финансирования, современных финансовых технологиях. В условиях быстрого роста банковского бизнеса, которое мы наблюдаем в последнее время, задачи управления рисками оказываются узким местом российской банковской системы. Для слабо капитализированной отечественной банковской системы проблема кредитного риска оказывается главным барьером роста.
     
      Осенью прошлого года банковский комитет Госдумы совместно с Национальной фондовой ассоциацией (НФА) создал рабочую группу по законодательному обеспечению секьюритизации. После года работы, под занавес думской сессии мы внесли в Думу сразу четыре законопроекта, которые, по моему мнению, могут дать существенный толчок к дальнейшему развитию финансового рынка. В поправках в закон "О рынке ценных бумаг" определяется новый вид ценных бумаг - кредитная нота. Банки, выпуская кредитные ноты, получат возможность рефинансировать выданные кредиты и передавать инвесторам связанные с ними кредитные риски, что позволит кредитным организациям равномерно распределять экономические риски. В результате у банков должна появится уникальная возможность «разрезать» большие и рискованные кредиты на мелкие части и продать их по отдельности сторонним инвесторам. Кредитная нота во многом похожа на облигацию, однако с ее помощью банк получает возможность управлять кредитным риском.
     
      Второй предлагаемый нами инструмент – сертификат участия – позволяет передать инвестору не только кредитный риск, но и сами активы. Мы предлагаем включить нормы, регулирующие выдачу управляющим компаниям сертификатов участия в закон "Об инвестиционных фондах". Сертификат удостоверяет долю ее владельца в праве общей собственности на кредитное покрытие. Эти бумаги могут быть привлекательны для российских инвесторов, как физических, так и юридических лиц. Выдавать сертификаты участия будет не сама кредитная организация, а управляющая компания, которую она привлечет. И наконец, поправки в закон "О банках и банковской деятельности" вводят определение нового вида договора, который заключает кредитная организация, - договор об участии в кредитном риске и новый вид ценных бумаг - кредитный сертификат. Использование этих инструментов позволит банковской системе получить дополнительные возможности по выдаче крупных кредитов за счет синдицированного кредитования.
     
      Последний законопроект "О деривативах" описывает не новые виды ценных бумаг, а новые виды договоров, заключаемые участниками рынка. Сегодня объемы и качество этого рынка оказываются не сопоставимы с потребностями экономики. Среднегодовой объем срочных биржевых операций составляет не более 10 млрд долл., при размере ВВП около 500 млрд долл. Отношение суммарной величины открытых позиций к макроэкономическим показателям оказывается ничтожно малым. Кроме того, речь идет о крайне ограниченном выборе инструментов – фьючерсах на акции, индексы и валюту. В результате экономические субъекты не могут использовать торгуемые на национальном рынке инструменты в целях страхования валютных, процентных или ценовых рисков.
     
      Осенью 2002 года эксперты банковского комитета подготовили документ под названием «Концепция законодательного регулирования срочного рынка», на базе которого в настоящее время готовятся изменения в гражданское, банковское, биржевое законодательство, а также законы о банкротстве и о рынке ценных бумаг. Необходим детальный анализ правовой и рыночной ситуации, позволяющий по сформулировать приоритеты для рынков товарных и финансовых деривативов. Как показывает практика, проблемы на каждом из них принципиально разнятся, а потому требуют различных правовых подходов.
     
      Запуск рынка товарных деривативов, прежде всего фьючерсов, невозможен без снятия целого ряда управленческих и макроэкономических барьеров. Прогресс на рынке российских акций показывает, что сама по себе биржевая инфраструктура в России создана и успешно функционирует. Участники рынка обладают не только соответствующими технологиями, но и основами нормативного регулирования. По этой причине в части биржевого законодательства, касающегося товарных бирж, необходимо лишь некоторая модернизация действующих норм, позволяющая проинтегрировать интересы разных товарных категорий: электроэнергии, нефти, металлов и иных видов сырья.
     
      Иначе формулируются задачи на рынке финансовых производных. Здесь первостепенное значение имеют проблемы внебиржевых деривативов. Особую заинтересованность в развитие данных инструментов выказывают российские банки. Находящаяся на подъеме национальная банковская система уже исчерпала основные факторы экстенсивного роста и примеряет новые финансовые технологии. Основными трудностями на этом пути оказывается отсутствие судебной защиты расчетных внебиржевых контрактов, а также высокий уровень системных рисков, возникающих в случае банкротства контрагентов.
     
      Такова вкратце программа законопроектной работы банковского комитета в будущей Думе. Разумеется, что это лишь первая прикидка, обзор полученного наследства, что вовсе не исключает появления новых тем.
     
     
     

Перспективы развития российского финансового законодательства. // Бюро правовой информации: [http://www.bpi.ru/articles/20692.html], 24.12.2003.

Проекты: Экономика и управление | Право | Бухгалтерский учет и налоги |