Полнотекстовый поиск:




Если ссылка на документ, который Вас заинтересовал, не работает, сообщите об этом.

Интервью

Елена Березанская
ИНТЕРВЬЮ: МИШЕЛЬ БРИКУ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВЛЕНИЯ "БАНКА СОСЬЕТЕ ЖЕНЕРАЛЬ ВОСТОК" .

Источник: Ведомости
Разделы: Экономика России
      Месяц назад российские граждане получили возможность на себе испытать качество французской банковской кухни: "Банк Сосьете Женераль Восток", "дочка" одной из крупнейших в мире банковских групп - Societe Generale, наконец-то начал работу с частными вкладчиками. Председатель правления "Банка Сосьете Женераль Восток" Мишель Брику в интервью "Ведомостям" рассказал о том, каким образом банк будет бороться за средний класс с уже представленными в России австрийцами и американцами.
              - Societe Generale работает в России уже десять лет. Почему вы так долго не решались начать работу с населением?
              - "Банк Сосьете Женераль Восток" открыл свои двери в 1993 г. и поначалу работал в основном с корпоративными клиентами, точнее, занимался финансированием их проектов. В 1996 г. банк начал развивать инвестиционное направление, но кризис 1998 г. вынудил нас значительно сократить деятельность в России.
              Я лично прибыл в Россию три года назад и сразу заметил, что для инвестиционного банка российский рынок достаточно маленький, а конкурентная борьба на нем очень сильная. В то же время счета в банках имели лишь 10% россиян. Я незамедлительно сделал все для того, чтобы убедить менеджмент парижского офиса в том, что в России необходимо развивать именно розничный банкинг. Вообще, банковская группа Societe Generale - одна из крупнейших в Европе: в банке открыто 15 млн счетов частных лиц, 7 млн из которых - за пределами Франции. Офисы Societe Generale открыты в 80 странах мира, и 30 из них активно развивают именно розничный бизнес. Все эти розничные банки работают как универсальные, т. е. имеют и корпоративных, и частных клиентов.
              - Какую стратегию выхода на розничный рынок в России выбрал Societe Generale?
              - Мы хотели бы позиционировать себя как универсальный иностранный банк, которому можно доверять, как удобный банк с большой сетью отделений и широким спектром банковских продуктов, как банк, который способен удовлетворить самые высокие запросы клиентов и обеспечить высокое качество услуг. Мы используем ту же модель развития нашего розничного бизнеса, которая была принята и в других странах, за исключением одного: во всех восточноевропейских странах банк Societe Generale выходил на рынок, приобретая местные банки, а в России мы будем создавать с нуля свою сеть отделений.
              - На какую категорию клиентов ориентирован розничный бизнес "Банка Сосьете Женераль Восток"?
              - Наша цель - привлечь за три года 100 000 частных клиентов. На первом этапе мы ориентируемся на средний класс, людей с зарплатой от $500, но в перспективе мы хотели бы стать банком, открытым для всех слоев российского населения, таким же как во Франции.
              - Когда это может случиться?
              - Мы собираемся развивать наш бизнес не только в Москве, но и в регионах, и наша планка в $500 с учетом региональных особенностей будет постепенно снижаться. Таким образом, постепенно все слои населения будут привлечены в качестве наших клиентов.
              - Как скоро банк начнет выходить в регионы?
              - В ближайшие два года мы планируем открыть 30 отделений. 15 отделений будут открыты в следующем году (14 в Москве и одно в Санкт-Петербурге). В 2005 г. планируется открыть еще 12 отделений в Москве, одно в Санкт-Петербурге и по одному - в Самаре, Екатеринбурге и Нижнем Новгороде. После окончания первой фазы, если события будут развиваться позитивно, мы планируем открывать отделения в городах с населением более 500 000 человек.
              - Банк планирует открывать полноценные отделения для обслуживания частных лиц, как это делают Райффайзенбанк и Международный московский банк, или пойдет по пути Ситибанка, который отдает предпочтение автоматизированным пунктам самообслуживания?
              - Мы попытаемся объединить обе стратегии. Мы планируем открывать три типа отделений: в каждом городе будет один главный офис для обслуживания корпоративных и частных клиентов. Отделения второго типа будут несколько меньше - 8 - 10 банковских служащих, которые будут обслуживать исключительно частных клиентов. И, конечно, у нас будут автоматизированные отделения, как у Ситибанка.
              В то же время я хотел бы подчеркнуть, что наша стратегия развития будет ближе к стратегии "Райффайзена", чем Ситибанка. Это объясняется просто: в стране, где население столкнулось с сюрпризами кризиса 1998 г. и не привыкло хранить свои деньги в банках, мы должны быть ближе к клиентам, иметь с ними постоянный контакт. Стратегия, которую принял Ситибанк, - это стратегия банка, удаленного от клиента, она в большей степени рассчитана на людей, привыкших пользоваться услугами банков.
              - Какие продукты банк планирует предложить населению на первом этапе работы?
              - Мы, безусловно, предложим текущие счета, сберегательные счета, срочные вклады, кредитные карты Visa и чеки American Express, овердрафты, потребительские кредиты на сумму от $3000 до $10 000 на срок до 36 месяцев, кредиты на покупку машины от $5000 на срок до 36 месяцев, кредиты на покупку квартиры от $25 000 на срок до 10 лет, переводы Western Union, в некоторых отделениях будут банковские ячейки.
              Все эти продукты и услуги предлагаются уже сейчас. Безусловно, с развитием гражданского законодательства в России, в частности налогового законодательства, банк сможет предложить и другие продукты. Группа Societe Generale предлагает во Франции около 500 различных банковских продуктов для населения.
              - Другие иностранные банки, начав работать с населением, обычно некоторое время выжидали, прежде чем запустить свои кредитные продукты. Почему вы решили сразу заняться потребительским кредитованием? Связано ли это с тем, что скоро в России появится одна из крупнейших на этом рынке французская компания Cetelem из группы BNP Paribas?
              - Нет, наше предложение по потребительским кредитам с этим не связано. Это разные продукты. В группе Societe Generale тоже есть структура, которая занимается только предоставлением потребительских кредитов - Franfinance. Эта организация придет на российский рынок в ближайшем будущем. Это будет сделано либо через создание совместного предприятия с российской компанией, либо через "Банк Сосьете Женераль Восток". Наша Franfinance - вторая по величине во Франции после Cetelem.
              - То есть вы не видите в соотечественниках конкурентов?
              - На настоящий момент, конечно, нет. BNP Paribas, безусловно, представлена в России, но они в основном занимаются финансированием торговых операций. Сегодня "Банк Сосьете Женераль Восток" является единственным французским банком, который в состоянии предложить полный пакет банковских услуг как корпоративным, так и частным лицам. Наши конкуренты среди иностранных банков - это Райффайзенбанк и Ситибанк, но основная конкуренция ожидает нас со стороны таких российских банков, как Альфа-банк, Росбанк, Банк Москвы.
              - Планирует ли материнская компания увеличивать капитал банка?
              - Безусловно. Мы были иностранным банком с самым маленьким капиталом. В конце октября наш капитал был увеличен с $15 млн до $50 млн. В зависимости от развития событий капитал будет увеличиваться.
              - Какую сумму Societe Generale планирует инвестировать в розничный бизнес российского банка?
              - Мне сложно ответить на этот вопрос. Мы будем инвестировать в розничный бизнес столько, сколько нужно. У материнского банка есть желание выйти в лидеры среди розничных банков на рынке Центральной и Восточной Европы.
              - В России уже есть несколько иностранных банков, которые работают с населением. Их аудитория - тот же средний класс. Сможет ли "Банк Сосьете Женераль Восток" предложить клиентам что-то новое, чем-то отличиться от других?
              - С точки зрения банковских продуктов - нет. Они у нас одни и те же. Единственное, что поможет нам выделиться из общей массы, - это качество услуг, качество обслуживания и близость к клиенту. Наши служащие должны соответствовать всем требованиям клиента, быть способными ответить на любые вопросы и предложить возможные варианты в самые короткие сроки. Одна из наших целей - это персонализировать наши отношения с клиентами. Наш девиз: "БСЖВ. Банк, с которым легко общаться". Конечно, мы постараемся придать этому еще и французский оттенок. Есть разница между культурой по-американски, по-австрийски и по-французски.
              - Вы сказали, что банк будет развиваться как универсальный. В каком направлении меняется стратегия "Банка Сосьете Женераль Восток" по отношению к корпоративным клиентам?
              - Раньше мы в основном работали с крупными мультинациональными корпорациями, но уже сейчас у нас открыты счета 170 средних и малых иностранных предприятий. Мы сейчас начинаем выстраивать отношения со средними российскими предприятиями, у которых товарооборот составляет около $100 млн. Мы планируем за три года привлечь около 650 таких компаний. Пока у нас обслуживается около 350 корпоративных клиентов. В то же время группа Societe Generale активно участвует в финансировании крупнейших российских экспортеров, таких как "Газпром", "ЛУКОЙЛ", "Сибнефть". В 2001 г. им было предоставлено кредитов на $800 млн, а в 2002 г. уже в два раза больше - $1,6 млрд.
              - А на какую сумму Societe Generale прокредитовала наших экспортеров в этом году?
              - Точной цифры у меня пока нет.
              - Осенью этого года Societe Generale выступила организатором двух очень крупных синдицированных кредитов для компании "ЮКОС" на общую сумму $2,6 млрд. Какое участие в организации этих сделок принимала российская "дочка"?
              - "Банк Сосьете Женераль Восток" не принимал участия в организации этой сделки, кредиты были организованы парижским банком. Российский банк будет вовлечен в эту сделку только в том смысле, что получит некоторые паспорта сделок по этой транзакции.
              - Существует ли угроза для этой сделки в связи с событиями вокруг "ЮКОСа"?
              - К сожалению, у меня нет контракта, поэтому я не могу сообщить детали.
              - Как вы лично оцениваете ситуацию с "ЮКОСом"? Она вас не настораживает?
              - Я отношусь к этим событиям спокойнее, чем те, кто находятся в Париже. Я всячески стараюсь успокоить руководство Soсiete Generale. В целом там понимают, что дело "ЮКОСа" - это внутрироссийские проблемы и они никак не повлияют на новую стратегию развития банка.
              - В 2002 г. "Банк Сосьете Женераль Восток" много времени уделял различным судебным разбирательствам: обращался в Конституционный суд по поводу ставки налога на пользователей автодорог, вел судебные разбирательства с Федеральной службой налоговой полиции. Ваш банк оказался единственной российской кредитной организацией, которая пыталась через КС добиться признания форвардных контрактов сделками, подлежащими судебной защите в России. Какое впечатление у вас сложилось о российской судебной системе и как сегодня складываются ваши отношения с госорганами?
              - Что касается налога на автодороги, "Банк Сосьете Женераль Восток" выиграл дело и в Конституционном суде, и в арбитражном суде. Более того: нам была возвращена сумма, которую мы не должны были платить, плюс проценты, начисленные на эту сумму, и штрафы за якобы неверную уплату налога. Я рад, что мы прошли этот путь и вышли победителями, несмотря на все трудности и длительность этого процесса. Наш случай доказывает: что бы ни говорили, законодательство в России есть, и в том случае, если наше дело правое, мы действительно можем прибегнуть к судебной защите и выиграть.
              Что касается форвардных контрактов, заключенных в прошлом, то это никогда не закончится, мы никогда не выиграем.
              - Но вы будете уверены, что сделали все возможное?
              - Именно так. Полагаю, что делу развития экономических преобразований в России, как показывает мировой опыт, отвечает практическое использование срочных инструментов, к которым, в частности, принадлежат форварды.
              - В этом году у вас не возникало желания посудиться еще по каким-нибудь интересным делам?
              - Сейчас никаких дел с участием "Банка Сосьете Женераль Восток" в суде не рассматривается. У нас сейчас другие заботы.
              О КОМПАНИИ: "Банк Сосьете Женераль Восток" зарегистрирован в апреле 1993 г. как дочерняя структура группы Societe Generale. Дочерний банк Societe Generale в России создавал нынешний председатель правления Райффайзенбанка Мишель Перирен, который работал председателем правления "Банка Сосьете Женераль Восток" до октября 1996 г. На 1 декабря 2003 г. , по данным банка, его уставный капитал составлял 478 млн руб. , собственные средства (капитал) - 1,6 млрд руб. , а прибыль по итогам девяти месяцев 2003 г. - 1,2 млрд руб.
              БИОГРАФИЯ: Мишель Брику (Michel Bricout) родился 22 сентября 1944 г. Карьеру банкира он начал в 1961 г. в одном из отделений Societe Generale во Франции. В 1979 г. он был назначен руководителем международного департамента Societe Generale по Северной Европе. С 1982 г. работал заместителем генерального директора итальянского Societe Generale в Милане. В 1985 г. был переведен в Монте-Карло, а в 1989 г. - в Бразилию. В 1993 г. он возглавлял дочерний банк Societe Generale в Индии (Бомбей) , а в 1996 г. - в Турции (Стамбул). В августе 2000 г. Брику был назначен председателем правления, генеральным директором российского "Банка Сосьете Женераль Восток".
     

Елена Березанская. ИНТЕРВЬЮ: Мишель Брику, председатель правления "Банка Сосьете Женераль Восток". // Ведомости - 11.12.2003.

Проекты: Экономика и управление | Право | Бухгалтерский учет и налоги |