Полнотекстовый поиск:




Если ссылка на документ, который Вас заинтересовал, не работает, сообщите об этом.

Статьи

Роксана Ахмедова
МЭРТ БЛЕФУЕТ БЕЗ СТРАХОВКИ.

Источник: Бюро правовой информации
Разделы: Экономика России
      В четверг вечером первый заместитель министра экономического развития и торговли Михаил Дмитриев объявил, что согласованный между ведомствами вариант проекта закона об ОМС существует и будет в ближайшее время внесен в правительство.
     
      Как пояснил БПИ анонимный источник в министерстве, таким образом МЭРТ решил ускорить процесс внесения законопроекта на рассмотрение кабинета министров. "Объявив с высокой трибуны, что вариант есть, Дмитриев отрезал пути к отступлению [министру финансов Алексею] Кудрину: теперь Кудрин подпишется под последним вариантом", - пояснил источник. По его словам, этот вариант существенно изменен согласно требованиям Минфина, поэтому чиновникам финансового ведомства "нет смысла” настаивать на внесении каких-либо дополнительных правок. "Мы и так достаточно уступили", - заявляют в министерстве.
     
      В пресс-службе Минфина БПИ не стали опровергать информацию о существовании согласованного варианта. Там осторожно сообщили, что "до понедельника [1.12.2003] документ согласовывается".
     
      "Минфин готов был подписать законопроект, если МЭРТ внесет в него некоторые правки", - сказал БПИ заместитель руководителя Департамента страхового надзора при Минфине Павел Бичикашвили. Однако он ответил, что пока не знает точно, решена ли судьба документа. По словам Бичикашвили, поправки, на которых настаивал Минфин, были "редакционные и по экономической части".
     
      "Наверное, Дмитриев придумал новое название страховым медицинским организациям", - предположил он, объясняя суть редакционных требований Минфина. Как считают в Департаменте, учреждения, которые будут играть роль медицинских страховщиков, "никакого отношения не имеют к страховщикам как таковым".
     
      По мнению Бичикашвили, для того, чтобы считаться страховыми организациями, учреждения должны сами формировать страховые резервы, получая взносы непосредственно от работодателя, а не из ТФОМС. При этом размер страховых взносов должен основываться на актуарных расчетах аналогичных тем, которые применяются на страховом рынке. "Мы предложили название "медицинские кассы", но Дмитриеву не понравилось, тогда [заместитель министра финансов Сергей] Шаталов предложил им самим придумать название", - сообщил Бичикашвили.
     
      На аналогичных аргументах основывалась и вторая часть требований Минфина – экономические поправки. По информации БПИ из МЭРТа, ведомство Кудрина еще в начале осени грозилось составить финансово-экономическое обоснование проекта, чтобы доказать МЭРТу его "несостоятельность". "Мы уверены, что он не решит кризиса недофинансирования системы медстраха, проект только усугубит старые проблемы", - пояснял тогда БПИ Бичикашвили.
     
      Оппоненты проекта объясняли, что для того, чтобы вывести систему из глубокого кризиса, необходимо ввести в неё собственно страховые механизмы. Для этого Департамент страхнадзора считает нужным предоставить ему все полномочия по контролю медстраховщиков: лицензирование (не только выдачу и приостановление действия, как сейчас, но и отзыв), контроль в области отчетности и учет страховых компаний. Согласно проекту, эти функции распределены между ПФР, ТФОМС, Минфином и судами, которые имеют право отобрать лицензию.
     
      Департамент, не желая мириться с урезанием полномочий, поставил ультиматум – или МЭРТ соглашается на внесение его поправок, или Минфин не будет регулировать деятельность медицинских страховщиков. В Страхнадзоре рассчитывали контроль на рынке ОМС взять в свои руки. Но они ошиблись. А в Минэкономразвития на прошлой неделе не так уж были неправы, когда полагали, что теперь все разногласия сняты.
     
      В начале ноября правительство одобрило его (МЭРТа) предложения по созданию мегарегулятора на финансовом рынке. Это означает, что Департамент страхового надзора вообще может попасть под "сокращение". В свою очередь, Минэкономразвития сразу согласилось отстранить Минфин от выполнения функций надзора над медстраховщиками. Согласно последнему варианту, контролировать рынок будет "специально созданный при правительстве орган". В МЭРТе не исключают, что к моменту вступления в силу законопроекта об ОМС этим органом станет тот самый мегарегулятор.
     
      Эксперты полагают, что основные прения по законопроекту закончены. Они возмущены тем, что в длительном процессе межведомственных согласований из последнего варианта проекта, под которым, как ожидают в МЭРТе, сегодня подпишется Минфин, исчезли наиболее выгодные для системы ОМС положения. Так, по настоянию Минфина оттуда исчезло положение о налоговом вычете для работодателей, которые переводят своих работников на добровольное медицинское страхование. Это было положение, которое делало реформу здравоохранения интересным для работодателей и, в конечном счете, для самих застрахованных, уверены эксперты.
     
      Согласно ему, работодатель, который обеспечил работника полисом ДМС, гарантирующим установленный государством обязательный объем помощи, мог бы получить льготы в выплате единого социльного налога. Вычет предоставлялся бы из той части ЕСН, которая направляется в систему ОМС. Сейчас эта часть составляет 3,6% от зарплаты (3,2% - в Федеральный фонд ОМС, 0,4% - в территориальный).
     
      Анонсируя в середине года эти налоговые льготы, которые и были предложены МЭРТом в первоначальном варианте, Дмитриев подчеркивал, что они позволят повысить заинтересованность работодателей в оплате медицинского страхования своих работников, помогут процессу легализации зарплат. Кроме того, как считают наблюдатели, это могло бы "разгрузить" государство, гарантирующее объем медицинской помощи, выполнить который не может. "На деле эти нормы остаются только декларативными, у государства на это нет средств", - замечает генеральный директор "РОСНО-МС" Владимир Гурдус.
     
      В Координационном совете объединенных работодателей России (КСОРР) недовольны тем, что чиновники не согласились на налоговые льготы работодателям. "Почему они должны платить двойную цену за медицинскую страховку?"- задают там риторический вопрос. В пресс-службе председателя КСОРР, вице-президента Российского союза промышленников и предпринимателей, члена Российской трехсторонней комиссии по соцвопросам (РТК) Олега Еремеева в беседе с БПИ предположили, что законопроект будет внесен без рассмотрения на РТК. "Мы его не поддержим", - объясняют в КСОРРе.
     
      Между тем, Минэкономразвития пытается внести законопроект, как можно быстрее. Сроки реформы уже сорваны: теперь закон сможет вступить в силу не с 2004 года, как предполагала его Концепция, утвержденная правительством, а только с 2005 года, и это - в лучшем случае. Риск того, что президенту будет совсем нечем похвастаться в области реформы ОМС на выборах, стал максимальным, а задержка реформы – уже фактически реальностью.
     
     
     

Роксана Ахмедова. МЭРТ блефует без страховки. // Бюро правовой информации: [http://www.bpi.ru/articles/20243.html], 01.12.2003.

Проекты: Экономика и управление | Право | Бухгалтерский учет и налоги |