Полнотекстовый поиск:




Если ссылка на документ, который Вас заинтересовал, не работает, сообщите об этом.

Новости и аналитика

Елена Короп
ПРОЕКТ БЮДЖЕТА-2004 ПОСТУПИЛ В ГОСДУМУ

Источник: Газета "Финансовые Известия"
Разделы: Экономика России , Финансы и кредит
      Вчера правительство передало проект бюджета-2004 в Госдуму. В кабинете министров надеются, что в этом году обсуждение основного финансового документа пройдет быстро и легко. Назначенные на 7 декабря парламентские выборы не позволят народным избранникам затянуть бюджетный процесс. К тому же оснований для дополнительных финансовых претензий у депутатов практически не осталось - Минфин рассчитал доходы и расходы бюджета по максимально оптимистическому сценарию.
     
      "Параметры бюджета-2004 являются значительными как никогда. Я бы сказал, это достойные параметры" - заявил вице-премьер Алексей Кудрин, провожая основной финансовый документ в Госдуму. Он выразил уверенность, что на этот раз у депутатов не будет оснований упрекать правительство в занижении доходной части.
     
      При расчетах доходов бюджета Минфин ориентировался на последний повышенный прогноз роста ВВП и среднегодовую цену российской нефти в $22 за баррель. Сбалансирован бюджет (доходы равны расходам) при цене нефти в $20 за баррель.
     
      Аналитики критикуют правительство за излишний оптимизм - ситуация на мировых рынках труднопредсказуeма и может измениться в худшую сторону. Центробанк со своей стороны упрекает Минфин в ослаблении бюджетной политики и наращивании госрасходов. Беспокойство ЦБ можно понять. Ему в конечном счете придется отвечать за рост денежной массы, инфляцию и укрепление рубля. Но для Минфина главная задача - обеспечить бесперебойное исполнение всех обязательств бюджета.
     
      Решение правительства балансировать доходы и расходы при $20 за баррель нефти, а не при $18.5, как планировалось ранее, вызвано не столько оптимистичными прогнозами Минэкономразвития, сколько беспокойством за доходную часть бюджета. Еще неизвестно, чем обернется намеченное на год выборов президента снижение налогов.
     
      Вице-премьер Алексей Кудрин уверяет, что бюджет будет исполнен при любой цене на нефть. "За последние годы мы создали механизм гарантирования такого исполнения", - подчеркнул вице-премьер. "Механизмом гарантирования" стал финансовый резерв - дополнительные доходы и остатки на счетах бюджета, с помощью которых правительство осуществляло непредвиденные траты и при этом не отчитывалось перед депутатами.
     
      В 2004 году финрезерв заменит стабилизационный фонд, в который будут перечисляться допдоходы бюджета, возникающие при цене нефти выше $20 за баррель (на 2005 год Минфин может определить другую цену отсечения). Если нефть будет стоить меньше $20 за баррель, правительство имеет право воспользоваться средствами стабфонда, чтобы покрыть дефицит. Кудрин уверен, что ближайшие 2-3 года стабилизационные деньги правительству не потребуются, и их потратят на решение долгосрочных задач вроде пенсионной реформы и исправления демографической ситуации.
     
      Алексей Кудрин очень надеялся, что аппарат правительства передаст депутатам "самый передовой и амбициозный бюджет" не глубокой ночью последнего разрешенного законом дня - так происходило последние годы, а "немного раньше". Но Михаил Касьянов, который ставит на проекте бюджета последнюю подпись, как назло, весь вчерашний день провел в командировке в Перми.
     
      Сотрудники думского аппарата в отличие от вице-премьера спокойно относятся к тому, что фельдъегерская служба привозит проекты бюджетов из Белого дома ближе к полуночи. До сих пор они не замечали прямой зависимости между временем суток попадания финансового документа в Госдуму и его прохождением через парламент.
     
      Депутаты о бюджете
     
      Дума в своем отношении к проекту бюджета-2004 поделилась на два примерно равнозначных лагеря: депутатов, так или иначе принимавших участие в процессе формирования бюджета, и тех, кто в оставшиеся дни до начала осенней сессии парламента будет бюджет изучать и делать соответствующие выводы.
     
      "Причастные" (в число которых вошли представители центристских фракций) проблем с бюджетом-2004 уже почти не видят. Так, фракция "Отечество - Единая Россия" (ОЕР) еще 15 августа приняла решение голосовать за бюджет в первом чтении. Это неудивительно: центристы провели необходимые им корректировки еще в "нулевом" чтении, в ходе переговоров с правительством.
     
      Главным достоинством бюджета центристы считают его "социальную направленность". По словам руководителя ОЕР Вячеслава Володина, фракция добилась увеличения финансирования государством по многим "социальным" статьям, например здравоохранению, образованию, обеспечению льгот по транспорту и ЖКХ.
     
      "Непричастные" от подробных комментариев пока воздерживаются. "С нами встречался министр финансов Кудрин, - говорит член фракции "Яблоко", экс-министр финансов Михаил Задорнов. - Но позицию фракция определит только после тщательного изучения проекта". По словам Задорнова, главной проблемой нового бюджета может стать компенсация потерь регионов в связи с уже проиндексированными зарплатами и налоговыми нововведениями. Как уже писали "Финансовые Известия", только отмена налога с продаж лишит региональные бюджеты в следующем году 60 млрд. рублей. Задорнов считает, что однозначно положительными статьями бюджета-2004 можно назвать статью о стабилизационном фонде и увеличение затрат государства на образование. Отрицательными - уменьшение расходов на сельское хозяйство, военную реформу, СМИ.
     
      Думская оппозиция по традиции собирается выступать против бюджета. "Коллективного мнения пока нет, - говорит член КПРФ депутат Николай Сапожников. - В "нулевом" чтении оппозиция участия не принимала, но, судя по информации, которой мы располагаем, проект бюджета-2004 мало отличается от тех, что мы имеем последние 2-3 года".
     
      Первое чтение бюджета, по предварительным данным, состоится 19 сентября и пройдет без осложнений. Дискуссии ожидаются при втором и третьем чтениях, когда распределятся средства между и внутри бюджетных статей. Впрочем, по общему мнению, в этом году депутаты будут проявлять меньше внимания к бюджетному процессу.
     
      Самый передовой и амбициозный
     
      Доходы бюджета-2004 - 2.74 трлн руб. (17.9% ВВП);
      расходы - 2.65 трлн руб. (17.4% ВВП);
      профицит - 83.4 млрд. руб. (0.5% ВВП).
      ВВП ожидается на уровне 15.3 трлн руб.,
      процентные расходы (погашение и обслуживание госдолга) - 287 млрд. (1.9% ВВП );
      непроцентные расходы - 2 трлн 371 млрд. (15.5% ВВП).
     
      Самые крупные расходные статьи: финансовая помощь регионам - 810.6 млрд. (30.5% общих расходов), национальная оборона - 411 млрд. (15.5%); правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства - 311 млрд. (11.7%); социальная политика - 161 млрд. (6.1%); образование - 118 млрд. (4.4%); дорожное хозяйство - 79 млрд. (3.0%); промышленность, энергетика и строительство - 67 млрд. (2.5%).
     

Елена Короп. Проект бюджета-2004 поступил в Госдуму. // Газета 'Финансовые Известия'. - 27.08.2003

Проекты: Экономика и управление | Право | Бухгалтерский учет и налоги |