Полнотекстовый поиск:




Если ссылка на документ, который Вас заинтересовал, не работает, сообщите об этом.

Новости и аналитика

Елена Короп
ЭКОНОМИЧЕСКОМУ РОСТУ МЕШАЮТ 103 МЛН. РОССИЯН

Источник: Газета "Финансовые Известия"
Разделы: Экономика России

Ряд важнейших для экономики реформ, намеченных в начале президентства Владимира Путина, был остановлен и отложен из политических, а вернее, популистских соображений. В том числе реформа системы социальной поддержки населения, которая стоит непосильно дорого и не помогает нуждающимся в такой поддержке гражданам. В России - 103 млн льготников (71.5% населения). Государство обязалось тратить на них ежегодно сумму, эквивалентную 21.5% ВВП. В правительстве говорят, что для отмены льгот потребуется слишком много денег. По мнению экспертов, достаточно политической воли. Если же она не будет найдена, льготы и льготники станут серьезным препятствием экономическому росту.

Призывы к изменению системы соцподдержки, сформированной в советское и постперестроечное время и не соответствующей ни новым экономическим реалиям, ни возможностям бюджета, прозвучали три года назад. Тогда под руководством Германа Грефа либерально мыслящие экономисты сочинили Стратегию развития России и ввели понятие "новый социальный контракт".

Правительство одобрило стратегию и переход к адресной поддержке особо нуждающихся категорий граждан с заменой "натуральных" льгот денежными субсидиями. Однако реформу системы соцподдержки постигла та же участь, что и прочие непопулярные экономические меры (реформы ЖКХ, единой трудовой сетки, естественных монополий), - ее отложили до лучших времен.

Руководитель департамента аппарата правительства по социальной политике Евгений Гонтмахер говорит, что на реформу системы льгот в бюджете нет денег. В 2002 году был проведен эксперимент по переходу от льгот к денежным компенсациям для военнослужащих. Опыт предполагалось распространить и на инвалидов. Но возникли проблемы с размером компенсаций. Военные сочли, что надбавки к жалованью не покрыли потери от отмены льгот, а Минфин решил, что перевод льгот в денежную форму обходится слишком дорого.

Многие льготы существуют только на бумаге, объясняет Евгений Гонтмахер. Например, участник Великой Отечественной войны имеет право на бесплатную установку и пользование телефоном. Если он живет в деревне, где нет телефонной связи, государство не тратит на него средства. При замене льгот денежными субсидиями платить придется в любом случае.

Авторы доклада "Экономика льгот" из компании ФБК подсчитали, что в 2003 году выполнение всех обязательств по предоставлению социальных льгот обошлось бы в 2.8 трлн руб - 68% расходов консолидированного бюджета. Но реально на социальные льготы тратится 10-15% средств консолидированного бюджета.

"Масса законов по льготникам появилась в 1992-1996 годах. В период резкого снижения уровня жизни государство пыталось не допустить всплеска социальной напряженности, - объясняет руководитель департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. - Выполнять эти обязательства власти не в состоянии, и система льгот во многом носит декларативный характер".

Система соцподдержки не выполняет своей главной задачи - сглаживания дифференциации в доходах населения. 80% льгот попадают в бюджеты достаточно обеспеченных граждан. А из-за того, что получателей слишком много, размер льгот в денежном выражении слишком незначителен, чтобы помочь реально нуждающимся.

Есть разные подходы к реформе системы льгот, помимо общих положений об адресности и переходе от "натуральных" форм поддержки к денежной. Можно, как предлагает Николаев, идти по видам льгот и отменять самые дорогостоящие (транспортные льготы). Или, как считает главный экономист ИК "Тройка Диалог" Евгений Гавриленков, разбираться с категориями льготников. Россия - мировой лидер по числу льгот, предоставляемых по профессиональному признаку.

"Это - грубое перераспределение денег бюджета, когда одни профессиональные категории платят за другие, - уверен председатель координационного совета Союза работодателей России Олег Еремеев. - Доступ к льготам стал чуть ли не основным мотивом поступления на госслужбу. Работающему человеку, по моему убеждению, не нужны льготы, ему надо платить достойную зарплату".

По мнению Евгения Гонтмахера, отмена льгот будет возможна только при стабильной ситуации в экономике и росте доходов граждан, который компенсирует им потерю льгот. Начинать надо с профессиональных категорий, потом переходить к инвалидам и ветеранам. Но сейчас, говорит Гонтмахер, главная задача - не допустить расширения армии льготников, чего добиваются депутаты.

"У властей не хватило политической воли на такой шаг, - считает Гавриленков. - Между тем сокращение льгот - один из верных рецептов удвоения ВВП, и правительству надо об этом вспомнить".

 

Величина расходов на предоставление льгот


 

Наименование льгот Цена (млн. руб.)
 
Для доноров
Бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов 186.9
 
50%-ая оплата коммунальных услуг лицам, имеющим удостоверение "Почетный донор России" или "Почетный донор СССР" 665.5
 
Для работников милиции
Бесплатное медицинское обслуживание членам семей 4 112.6
 
Бесплатное предоставление путевок на санаторно-курортное обслуживание членам семей 4 200.0
 
Для судей
Бесплатный проезд на городском транспорте (кроме такси), в т.ч. и после увольнения 198.7
 
Компенсация транспортных расходов при проезде к местам отдыха (один раз в год, в оба конца) 147.8
 
Бесплатное обеспечение лекарственными средствами по рецептам врача 9.9
 
Бесплатное медицинское обслуживание членов семей 620.8
 
ИТОГО 10.142.2


Примечание: по расчетам ФБК, ликвидация этих необоснованных льгот позволит сэкономить сумму, сопоставимую с расходами бюджета на среднее профессиональное образование или на социальную помощь
Источник: ФБК

Судье на мыло

Некоторые социальные льготы, предоставляемые судьям на основе закона РФ от 26 июня 1992 года "О статусе судей":

- Обязательство местной администрации в течение 6 месяцев после наделения судьи полномочиями или при необходимости улучшения его жилищных условий предоставить отдельную квартиру или дом. При этом судья имеет право на дополнительную жилплощадь в размере не менее 20 кв. м или отдельной комнаты. Жилье передается в собственность судьи бесплатно.

- Сохранение права на пользование предоставленной дополнительной жилой площадью для судей, находящихся в отставке.

- Установка домашнего телефона и предоставление мест в детских дошкольных учреждениях с оплатой за счет местного бюджета во внеочередном порядке в течение трех месяцев.

- Право для судей и членов их семей на медицинское обслуживание и обеспечение лекарственными средствами за счет средств федерального бюджета. Эти права сохраняются после ухода (удаления) судьи в отставку или на пенсию.

- Право на санаторно-курортное лечение судьи, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за счет средств федерального бюджета. Права сохраняются после ухода судьи в отставку или на пенсию.

- Оплата стоимости проезда к месту отдыха и обратно.

- Право по служебному удостоверению на бесплатное пользование на территории РФ всеми видами общественного транспорта: городского, пригородного и местного сообщения (кроме такси).

- Право бронирования и получения вне очереди мест в гостиницах и приобретения проездных документов на все виды транспорта.

- Обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества судьи за счет средств федерального бюджета на сумму пятнадцатилетней заработной платы.

Закон от 10 января 1996 года "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей" предоставил судьям право на компенсацию расходов, связанных с наймом жилья до предоставления жилой площади. А также на получение денежной компенсации за неиспользованное право на санаторно-курортное лечение в размере стоимости путевки.

Профессиональные льготники

Российское законодательство выделяет 41 категорию льготников по профессиональной принадлежности. В том числе:

военнослужащие; судьи; сотрудники органов ФСБ; должностные лица таможенных органов; прокуроры и следователи; сотрудники налоговой полиции; сотрудники милиции; лица, награжденные почетным знаком "Заслуженный сотрудник МВД РФ"; работники уголовно-исполнительной системы; работники культуры; работники образовательных учреждений; медицинские, фармацевтические работники; врачи-психиатры; работники транспортной инспекции; лица, проживающие в закрытых административно-территориальных образованиях; судебные приставы-исполнители; работники учреждений и предприятий железнодорожного транспорта; вышедшие на пенсию лица, награжденные знаком "Почетный железнодорожник"; спасатели аварийно-спасательных служб; мировые судьи; работники организаций почтовой связи; спортсмены и работники физкультурно-спортивных организаций; члены казачьих обществ; женщины (льготы в связи с условиями работы).
 


Елена Короп. Экономическому росту мешают 103 млн. россиян. // Газета 'Финансовые Известия'. - №?, - 01.08.2003

Проекты: Экономика и управление | Право | Бухгалтерский учет и налоги |