Основная цель пособия - научить на примере
конкретной маркетинговой ситуации (кейса),
групповому анализу проблемы и самостоятельному
принятию решений. Метод групповой работы имеет
несколько разновидностей: дельфи-метод, метод
мозговой атаки, метод модерации. Применение
методов группового обучения и принятия решения,
способствующих эффективному анализу
возникающих ситуаций в кратчайшие сроки, учит
студентов работать в одной команде, защищать
свою точку зрения и учитывать мнение и критику
других. В этом случае развивается активность
обучаемого, дух состязательности, может
выявиться способность к лидерству. Метод
модерации, как прием обучения, имеет
существенные преимущества над другими, в том
числе такими традиционными играми как:
производственные совещания, планерки и т.д.
Основное отличие подхода состоит в том, что в
последних случаях роли распределяются по
должностной иерархии, а в методе модерации - по
поставленным задачам. На практике это означает,
что в дискусси можеь принять участие любой
специалист, заинтересованный в решении проблемы.
Высказывают свое мнение лица независимо от
занимаемых ими должностей и, не дожидаясь своей
очереди в прениях по иерархии (принцип митинга).
Применение метода модерации для работы с кейсом
развивает аналитические способности
участвующих в игре, учит вслух рассуждать,
доказывать, убеждать окружающих в правоте своего
мнения. В целом кейсовый метод позволяет решать
следующие задачи:
- принимать верные решения в условиях
неопределенности;
- разрабатывать алгоритм принятия решения;
- овладеть навыками исследования ситуации,
отбросив второстепенные факторы;
- разрабатывать план действий, ориентированных
на намеченный результат;
- применять полученные теоретические знания в
том числе при изучении других дисциплин (менеджмент,
статистика, экономика и др.) для решения
практических задач;
- учитывать точки зрения других специалистов на
рассматриваемую проблему при принятии
окончательного решения.
Эффективность обучения с помощью кейс-метода
убедительно доказана американскими и
европейскими учебными и научными школами. При
подготовке в университетах США каждому студенту
предлагается несколько сотен кейсов, которые он
изучает в разных учебных дисциплинах. Студенту
предоставляется возможность проверить теорию на
практике, свою способность к творческому
мышлению. С другой стороны, практическая
ситуация дополнительно вызывает интерес к
процессу обучения, так как становится ясно, каких
теоретических знаний не хватает для решения
проблемы. В качестве инструментов, которыми
могут пользоваться студенты при решении
поставленных в кейсе вопросов служат как
качественные методы анализа (например, сценарий
метод) так и количественные методы анализа (например,
методы исчисления цены, конкурентоспособности
выручки, прибыли). С целью повышения степени
концентрации на практическое решение проблемы в
учебном пособии все темы излагаются на примере
одного кейса. Преподаватель, естественно, может
выбрать другой кейс, который, как он считает,
более соответствует будущей специальности
студентов. Таким образом, в учебном пособии
применяются и синтезируются два метода:
- кейсовый метод - постановка проблемы,
максимально приближенной к действительности;
- метод модерации - организация работы над
проблемой для достижения наиболее эффективных
учеб ных целей.
Оглавление
ГЛАВА I. КЕЙСОВЫЙ
МЕТОД В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ НА ПРАКТИЧЕСКИХ
ЗАНЯТИЯХ (МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ)
1.1. Понятие и
сущность кейсового метода.
1.2.
Требования к содержанию кейса.
1.3.
Модерация работы с кейсом.
1.4.
Определение целей обучения кейсовым методом.
1.5.
Сценарий организации занятий.
ГЛАВА II.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО МАРКЕТИНГУ
2.1. Тема: Разработка
миссии и маркетинговой концепции предприятия.
2.2.
Тема: Маркетинговый анализ рынка.
2.3.
Тема: Сегментирование рынка.
2.4.
Тема: Исследование рынка.
2.5. Тема: Разработка
товарной политики.
2.6.
Тема: Разработка ценовой политики.
2.7.
Тема: Разработка сбытовой политики.
2.8.
Тема: Разработка плана рекламной кампании и
продвижения товара.
2.9.
Тема: Разработка организационной структуры
управления маркетингом на предприятии.
ГЛАВА III. ПРИМЕР
СИТУАЦИОННОЙ ЗАДАЧИ
3.1. Кейс: российский
производитель быстрозамороженных овощей "Криофуд"
выходит на рынок Санкт-Петербурга.
3.2.
Вопросы к темам занятий при работе с кейсом.
Приложения
Приложение 1.
ОПРОСНЫЙ ЛИСТ РАБОТНИКОВ ТОРГОВЛИ
Приложение
2.ОПРОСНЫЙ ЛИСТ ПОКУПАТЕЛЕЙ
Литература
- 1. Багиев Г.Л. Методы получения и обработки
маркетинговой информации. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ,
1996.
- Багиев Г.Л., Новиков О.А. Маркетинг средств
производства: основы планирования, организации и
экономики. Учебное пособие. - Л-д.: 1991.
- Багиев Г.Л., Аренков И.А. Основы маркетинговых
исследований. Учебное пособие. - СПб.: Изд-во
СПбГУЭФ, 1996.
- Багиев Г.Л., Томилов В.В., Чернышева З.А. Маркетинг
и культура предпринимательства. - СПб.: СПбГУЭФ,
1995.
- Благоев В. Маркетинг в определениях и примерах. -
СПб.: Изд-во "Два Три", 1993.
- Баркан Д.И., Ходяченко В.Б. Как сегментировать
рынок и изучить потребителя. - СПб., Аквилон, 1991.
- Вайсман А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к
успеху. - М.: Экономика, 1995.
- Голубков Е.П. Маркетинг: стратегии, планы,
структуры. - М.: Дело, 1995.
- Дихтль Е., Хёршген Х. Практический маркетинг. - М.:
Высшая школа, 1996.
- Крылова Г.Д., Соколова М.И. Практикум по
маркетингу. - М.: Изд-во ИНИТИ, 1995.
- Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: Прогресс, 1992.
- Ламбен Ш.Ш. Стратегический маркетинг. - СПб.:
Наука, 1996.
- Маркетинг: пособие для практиков. Составитель Г.
Лайс. - М.: Машиностроение, 1992.
- Методические указания к проведению
практических занятий по курсу "Маркетинг".
Под ред. проф. Багиева Г.Л., СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1996.
- Манн Р., Майер Э. Контроллинг для начинающих. - М.:
Финансы и статистика, 1995.
- Статистика рынка товаров и услуг. Под ред.
академика Беляевского И.К. - М.: Финансы и
статистика, 1995.
- Эванс Дж.Р., Берман Б. Маркетинг. - М.: Экономика,
1993.
- Technigs with cases. James A. Errskine, Michiel R. Leenders, Louise A.
Mauffette
Leenders School of Business Administration, The University of Western
Ontario London,
Canada, 1981. - 305 c.
Багиев Г.Л. , Наумов В.Н. Руководство к практическим занятиям по маркетингу с использованием кейс-метода: Энциклопедия маркетинга [http://www.marketing.spb.ru/read/m21/index.htm], 09.02.2000
|