Полнотекстовый поиск:




Если ссылка на документ, который Вас заинтересовал, не работает, сообщите об этом.

      Министерство природных ресурсов (МПР) подвело предварительные итоги работы по подготовке перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований возникает право собственности. Анализ итогов выявил ряд проблем правоприменительного характера, связанных с практической реализацией и несовершенством закона «О разграничении государственной собственности на землю» (от 17 июля 2001 года).
     
      Министерство природных ресурсов (МПР) подвело предварительные итоги работы по подготовке перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований возникает право собственности. Анализ итогов выявил ряд проблем правоприменительного характера, связанных с практической реализацией и несовершенством закона «О разграничении государственной собственности на землю» (от 17 июля 2001 года).
     
      Лесной фонд, водные объекты, заповедники В соответствии с лесным законодательством Российской Федерации лесной фонд, занимающий 69 % территории суши Российской Федерации, и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности (ст.19 Лесного кодекса РФ). В ст.37 Водного кодекса РФ установлено, что в собственности субъектов РФ могут находиться водные объекты, акватории и бассейны которых полностью расположены в пределах территории соответствующего субъекта. Однако большинство малых и средних водных объектов охватывают территории многих субъектов РФ, и до сих пор не было прецедента признания водного объекта собственностью субъекта РФ. Следовательно, водные объекты на территории Российской Федерации фактически также находятся исключительно в федеральной государственной собственности. Территории государственных природных заповедников и национальных парков относятся к особо охраняемым территориям федерального значения и также являются федеральной собственностью (стст. 6 и 7 закона «Об особо охраняемых природных территориях»). Таким образом, согласно законодательству лесной фонд, водные объекты, заповедники в целом относятся к федеральной собственности, но при определенных обстоятельствах могут находиться и в собственности субъектов РФ, и в муниципальной собственности. Законодательная база, регулирующая эти вопросы, недостаточно определенна.
     
      Недра Согласно закону "О недрах" (статьи 1.2, 2, 3 и 4), недра являются государственной собственностью, а владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр осуществляется совместно Российской Федерацией и субъектами РФ. По мнению МПР, отсутствие четких критериев выделения участков недр федерального, регионального и местного значения (а деятельность по воспроизводству минерально-сырьевой базы носит постоянный характер) приведет в результате реализации закона "О разграничении государственной собственности на землю" к возникновению бесконечных споров между Российской Федерацией и субъектами РФ о разграничении собственности на землю. Возможен и такой вариант, когда в качестве критерия отнесения земельных участков к той или иной собственности может использоваться сам факт залегания полезных ископаемых под земельным участком.
     
      Проблемы, возникающие при разграничении государственной собственности на землю в ходе реализации вышеназванного закона, делятся на две группы:К первой группе относятся проблемы, возникающие в случае, когда один и тот же земельный участок в силу законодательства может быть отнесен как к собственности Российской Федерации, так и собственности субъектов РФ и муниципальных образований. Например, некоторые особо охраняемые природные территории регионального значения в ряде случаев расположены в границах лесного фонда, а согласно действующему законодательству об особо охраняемых природных территориях в их границах допускается наличие земельных участков, относящихся к собственности муниципальных образований. В такой ситуации установление собственника указанных земельных участков затруднительно, поскольку если определять собственника по признаку отнесения к лесному фонду, то им должна быть Российская Федерация, а если по признаку отнесения к территории особо охраняемой природной территории регионального значения, то собственником должен быть субъект Российской Федерации. Если же такой земельный участок занят жилыми зданиями и объектами социально культурного назначения, то он должен относиться к собственности муниципального образования. Отсутствие в законе «О разграничении государственной собственности на землю» приоритетов отнесения земельных участков к той или иной собственности делает неизбежным разрешение вопроса в судебном порядке.
      Вторая группа проблем обнаружилась в связи с применением такого критерия разграничения, как отнесение расположенного на соответствующих землях имущества к собственности Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований. В частности, до сих пор не имеют собственника и являются бесхозяйными ряд гидротехнических сооружений. В отношении многих унитарных предприятий и учреждений нельзя сделать однозначный вывод об их принадлежности к федеральной собственности, либо собственности субъектов РФ. Схожие проблемы есть и с целым рядом объектов недвижимости, которые в свое время находились во владении территориальных органов, имевших двойное подчинение федеральному органу власти и администрации соответствующего субъекта РФ. Неясна судьба некоторых объектов недвижимости, приобретавшихся в свое время на средства территориальных экологических фондов, международных займов и грантов и др.
     
      Нельзя сказать, что правительство не замечает этой проблемы. 4 марта 2002 года оно утвердило Правила подготовки и согласования перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований возникает право собственности. Однако Правила, по мнению МПР регулируя технические и процедурные вопросы, не могут расширительно толковать критерии, установленные федеральным законом и не способны заполнить собой пробелы действующего законодательства.
      В итоге министерство пришло к следующему выводу: реализация закона «О разграничении государственной собственности на землю» в условиях, когда подавляющая часть территории России (более 70 %) должна быть отнесена к федеральной государственной собственности, а оставшаяся часть земель является в основном спорной, может повлечь за собой проблемы как финансово-экономического и политического характера. В первом случае проблемы будут связаны с бременем собственника имущества и затратами на его содержание, во втором - чреваты явным неприятием региональными властями такого несправедливого, по их мнению, распределения собственности на землю. Таким образом, МПР полагает, что вопросы разграничения госсобственности на землю нуждаются в дополнительной проработке, в том числе с учетом адекватного перераспределения доходов и расходов консолидированного бюджета РФ и проведения соответствующей региональной политики.
     

Ольга Киселева. Проблемы разграничения госсобственности на землю. // Бюро правовой информации: [http://www.bpi.ru/review/129.html], 20.12.2002.

Проекты: Экономика и управление | Право | Бухгалтерский учет и налоги |