Рост объема производства, а тем более рост объема продаж, характерные для успешного бизнеса, большинством менеджеров и собственников воспринимается как безусловно положительный фактор. Логика тут проста. Если увеличивается объем продаж, то, следовательно, вероятнее всего должна увеличиться доля рынка и возрасти прибыль. Вместе с тем, с финансовой точки зрения рост - это не всегда успех. Быстрый рост оказывает исключительное давление на финансовые ресурсы компании и прежде, чем это будет осознано менеджментом и собственниками, бизнес может стать на грань банкротства. Вероятно, это будет звучать парадоксально, но компании с высокими темпами роста также часто терпят банкротство, как и компании, которые развиваются очень медленно. Если последние, как правило, не смогли решить проблему - что выпускать и кому продавать; то первые - как финансировать рост…
В истории любого успешного бизнеса есть три очевидных этапа: первый (начальный) этап, когда компания терпит убытки, но развивает свои продукты и услуги и завоевывает место на рынке; второй - когда компания зарабатывает прибыль, бурно развивается и для финансирования этого роста необходимы соответствующие финансовые источники; и третий - когда темпы ее роста снижаются и, который, кроме ряда других признаков, характеризуется тем, что образуется избыток денежных средств, который не находит эффективных направлений вложения. Ясно, что на каждом из этих этапов возникают финансовые проблемы. Однако менее всего можно быть уверенным в правильности принятого финансового решения как раз на этапе подъема бизнеса, когда казалось бы весь мир у ваших ног.
М.А. Гольцберг., Л.М. Хасан-Бек. У нас растут продажи. Какой кошмар! // Корпоративный менеджмент. - №162. - 2002 г.
|