5 ноября прошла конференция, посвященная вопросам страхового законодательства. Проблем в этой области более чем достаточно, однако страховщики большую часть усилий направили на борьбу друг с другом внутри своего сообщества, а не на разработку новых законопроектов.
Страховой рынок последние годы развивается более чем успешно, несмотря на то, что в этом году темпы роста заметно снизились. Согласно данным Министерства финансов, сборы российских страховых компаний за девять месяцев текущего года составили 67 млрд рублей, что только на 8,3 процента выше этого показателя за соответствующий период 2001 года. Ранее годовой прирост достигал 50%. Эксперты связывают столь резкое падение темпов роста рынка с борьбой государства с зарплатными схемами. Но по предположению некоторых скептиков опасность заключается в том, что страховой рынок в его нынешнем виде близок к своему «потолку» и без существенных импульсов, в том числе законодательных, в ближайшем будущем он неизбежно исчерпает весь потенциал роста.
«Если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе», поэтому если население не идет в страховые компании и не несет им свои деньги, то можно найти способы обязать их это сделать. Большие надежды возлагают страховщики на обязательные виды страхования. Тем более что в этом заинтересовано государство, которому надоело после различных катаклизмов решать извечную проблему, где взять средства на ликвидацию их последствий.
В Концепции развития страхового рынка РФ сказано, что в ближайшее время планируется разработать и принять большое количество законов об обязательном страховании, в том числе, ответственности работодателей, ответственности при производстве товаров, выполнении работ, профессиональной ответственности врачей и т.д. Планов много, и все их поддерживают страховщики. Правда, большинство планов существуют в виде идей или проектов на бумаге, и не спешат превращаться в законы.
Всем известный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (АГО) принимался в течение нескольких лет. Но до сих пор большинство необходимых сопутствующих законодательных актов отсутствует. По словам председателя Российской ассоциации страховщиков ответственности владельцев транспортных средств (РАСОВТ) Андрея Слепнева, проект правил страхования и страховых тарифов Правительство должно было рассмотреть 1 ноября, но сроки постепенно сдвигаются, поэтому произойдет это теперь не ранее 15 ноября. Но причина кроется, во многом, в отсутствии единства между самими страховщиками. Так, проект правил страхования и тарифов очень долго находился на согласовании у представителей страховых компаний.
Сегодняшняя конференция еще раз продемонстрировала, что единства у страховщиков нет. Организатором этого мероприятия выступила созданная в июле 2002 года Ассоциация страховщиков России (АРС), которая объединяет, как правило, небольшие компании. Тем не менее, Всероссийский союз страховщиков (ВСС), созданный крупнейшими страховыми фирмами, увидел в АРС «альтернативу» себе. В течение нескольких месяцев в прессе подробно обсуждается противостояние между ВСС и АРС. Сегодня оно вылилось в заявление на конференции президента АРС Алексея Зубакова о готовности уйти в отставку, если это поможет примирению с ВСС. По окончании конференции перевыборы действительно состоялись, но г-н Зубаков был переизбран. Главный вопрос – присоединяться или нет к ВСС в качестве коллективного члена – так и остался нерешенным.
Проблема взаимоотношений крупных и мелких страховщиков связана с региональной политикой ВСС, которая требует от участников иметь отделения во всех субъектах федерации, и с фактической невозможностью небольших компаний участвовать в процессе принятия решений при подготовке законопроектов. Небольших компаний подавляющее большинство, более тысячи. Крупных – около трехсот, однако на их долю приходится свыше 80 процентов страховых сборов. Соответственно, они принимают ведущую роль в подготовке законопроектов.
Камнем преткновения на конференции, как раз, и стал конфликт «больших» и «малых» вокруг того, какие компании будут допущены к системе АГО. На сегодняшний день создано специальное профобъединение – Российский союз автостраховщиков (РСА), в который входят 48 компаний. Он, по-видимому, и будет страховать автомобили населения. По имеющейся информации, вступительный взнос в РСА равен 25 тыс. долларов, что заведомо отсекает от участия в АГО мелких страховщиков. Поэтому основное место в дискуссии на конференции было уделено спору, почему только крупные компании будут задействованы в обязательном страховании автомобилей российских граждан.
При этом на второй план ушли собственно вопросы страхового законодательства. А между тем, до введения в действия АГО осталось меньше восьми месяцев. Денег в бюджете 2003 года на сопутствующие мероприятия пока не выделено, правила страхования и тарифы не утверждены. Страховщики ратуют за принятие других «обязательных» законов, забывая, что в следующем году будут выборы. А как неоднократно заявлял зампредседателя комитета ГД по кредитным организациям и финансовым рынкам Владимир Тарачев, если законопроект не принят за год до выборов, то судьба его решиться не ранее, чем через полтора года.
Поэтому, скорее всего, страховщикам придется удовлетвориться доработкой и созданием необходимых механизмов реализации АГО. «Хотим мы этого или нет, но 1 июля 2003 года закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» вступает в силу, - заявил на конференции президент Российского союза автостраховщиков Игорь Жук, - и от того, будем мы готовы к работе с ним или нет, зависит судьба отечественного страхового рынка».
Александр Моисеенко. Страховщики не могут поделить будущие доходы. // Бюро правовой информации: [http://www.bpi.ru/comment.asp?ob_no=14978], 6.11.2002.
|