EUP.RU
Экономика и управление на предприятиях:
научно-образовательный портал

Библиотеки: Экономика и управление : Право : IT-технологии : Общеобразовательная
Сервисы: Рассылка : Форум : Гостевая : Бесплатный хостинг : Баннерная сеть E&M
Добавить URL : Экономика и право в сети : Поиск рефератов в сети : Поиск

Электронная библиотека 'Экономика и управление на предприятиях'
Всего: 20000 документов
Каталоги: все : по тематике : по дате публикации : по типу документа : новинки


Полнотекстовый поиск:




Если ссылка на документ, который Вас заинтересовал, не работает, сообщите об этом.

Статьи

РЕКОМЕНДАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОВЕТА К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 2003 ГОД".

Источник: Бюро правовой информации
Разделы: Финансы и кредит
Полный текст: HTML (открывается в новом окне) , RTF(zip)
      Участники Национального Экономического Совета, обсудив проект федерального бюджета на 2003 год с позиций его влияния на социально-экономическое развитие как России в целом, так и субъектов Российской Федерации, отмечают следующее.
     
      Бюджет на 2003 год не стимулирует экономическое развитие и не решает накопившихся проблем в сфере межбюджетных отношений.
     
      Исходя из приоритетов социально-экономической политики, определенных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, и установленных рубежей, основной макроэкономический показатель - валовый внутренний продукт (ВВП), относящийся к базовым для расчета бюджетных проектировок, является заниженным. Несмотря на то, что в доработанном прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2003 год, темпы ВВП несколько откорректированы в сторону увеличения (по I варианту - на 0,4 процентных пункта, по II варианту - на 0,2 процентных пункта), они явно недостаточны (103,5% и 104,4% соответственно) для Ускоренного 'Экономического роста. Низкий уровень ВВП сказался и на доходах федерального бюджета, которые также занижены.
     
      Одним из принципов формирования бюджета будущего года остается его ориентация на сырьевую направленность российского экспорта, что ставит бюджетные проектировки в слишком высокую зависимость от мировых цен на сырье.
     
      Ежегодные внесения изменений в налоговое законодательство ведут к постоянным видоизменениям доходных источников по уровням бюджетной системы, что не позволяет в полном объеме осуществлять закрепленные полномочия, подрывает стимулы наращивания экономического и налогового потенциала территорий.
     
      Новые принципы налогообложения и перераспределения доходных источников по уровням бюджетов, заложенные в проект федерального бюджета, направленные на снижение налоговой нагрузки на товаропроизводителей, как показывает практика, не привели к побудительным мотивам активизации инвестиционной деятельности, повышения эффективности производства, роста налоговых поступлений.
     
      Напротив, организации всех форм собственности, минимизируют свою прибыль, объем которой снижается по отношению к предыдущему году. Ожидаемого всплеска инвестиций в связи со снижением налоговой нагрузки не происходит, объема капитальных вложений недостаточно для расширенного воспроизводства отраслей материальной сферы.
     
      Не нашла отражение в основных характеристиках федерального бюджета на 2003 год и в налоговом законодательстве норма, позволяющая активизировать инвестиционную деятельность организаций. Отмена с 2002 года инвестиционной льготы по налогу на прибыль организаций поставила в равные налоговые условия хозяйствующие субъекты, осуществляющие развитие производства, и предприятия, ..не занимающиеся инвестиционной деятельностью. Это стало тормозом модернизации и развития экономики. ^
     
      Одним из действенных рычагов активизации предпринимательской и инвестиционной деятельности может стать установление стимулирующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ по кредитам коммерческих банков, осуществляющих долгосрочное кредитование реального сектора экономики.
     
      При оценке изменения доходной базы бюджетной системы Российской Федерации на 2003 год на первый взгляд возникает иллюзия, что предлагаемые в законопроекте изменения налогового законодательства и нормативов распределения налоговых доходов по уровням бюджетной системы приводят к снижению доходов федерального бюджета по сравнению с существующей доходной базой (-35,4 млрд. руб.) и увеличению доходов бюджетов субъектов Российской Федерации (+31,3 млрд. руб.). Однако предлагаемое перераспределение имеет, "скрытые" формы, поскольку земельный налог, формально зачисляемый в субъекты Российской Федерации, будет направляться в дорожный фонд и использоваться как целевой, уменьшая на эту величину нецелевые доходы субъекта РФ (таблица 1).
     
      Концентрация финансовых ресурсов бюджетной системы страны, по-прежнему, сохраняется. Налоговые доходы федерального бюджета составляют 58,9 процента от суммы доходов консолидированного бюджета Российской Федерации, регионов - 41,1 процент {таблица 2). В итоге федеральный бюджет предложен к рассмотрению с превышением доходных параметров над расходными, региональные бюджеты на практике -дефицитны.
     
      Вновь при проектировках бюджета на 2003 год юридически нарушается несколько статей одного из основополагающих законов Российской Федерации - Бюджетного кодекса.
     
      Во-первых, - статья 48, где прописано, что при распределении налоговых доходов по уровням бюджетной системы налоговые посту пения только бюджетов субъектов (без местных бюджетов) должны составлять не менее половины доходов консолидированного бюджета Российской Федерации, действие которой снова предлагается приостановить.
     
      Во-вторых, - статья 172, регламентирующая составление проектов бюджетов на основе налогового законодательства, действующего на момент начала разработки проекта.
     
      Кроме того, вновь не соблюдены положения Конституции Российской Федерации, относящей установление общих принципов налогообложения в Российской Федерации к предметам совместного ведения (статья 72), а также Федеральный закон "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской «Федерации", в которой статьей 13 определен механизм участия регионов в федеральном законодательном
     
      процессе по предметам совместного ведения, где прописано, что если органы государственной власти более чем трети субъектов Российской Федерации выскажутся против представленного федерального законопроекта, то документ должен дорабатываться с участием депутатов Государственной Думы и заинтересованных территорий.
     
      В одностороннем порядке без согласования с субъектами Российской Федерации принято решение о зачислении в федеральный бюджет в полном объеме доходов от акцизов на табачные изделия. Это не только лишает отдельные субъекты доли доходов, но и подрывает стимулы к развита о этой отрасли на территории этих регионов.
     
      Ввиду того, что главой 28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации по транспортному налогу в качестве налогового периода определен календарный год, платежи от данного налога в 2003 году не поступят в бюджеты субъектов Российской Федерации. Таким образом, в целом бюджеты субъектов РФ не дополучат доходов на сумму 21,7 млрд. рублей.
     
      По-прежнему не разграничены и не оценены расходные полномочия уровней общественного управления. Несмотря на законодательно установленные сроки, до настоящего времени нет закона о государственных минимальных социальных стандартах, расходные полномочия региональных бюджетов значительно превышают их бюджетную обеспеченность.
     
      Не нашла отражение в основных характеристиках федерального бюджета на 2003 год проблема с источниками образования экологических фондов. По решению Верховного Суда Российской Федерации постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года № 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" признано недействительным, а перед Правительством Российской Федерации даже не ставится задача по скорейшему принятию главы Налогового кодекса об экологическом налоге.
     
      Анализ бюджетных проектировок показывает, что в проектировках бюджета 2003 года вновь не учтены кредиторская задолженность бюджета субъекта Российской Федерации, объемы недофинансирования федеральных мандатов и государственный долг региона.
     
      Принципиально не изменилась методика распределения средств Фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации (ФФПР). Она, по-прежнему, не является стимулом экономического роста в регионах, работает без анализа и прогноза состояния территориальных бюджетов и социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, не ведет к выравниванию бюджетной обеспеченности регионов. В частности, определенные в методике сроки распределения трансфертов из ФФПР затрудняют бюджетный процесс в регионах, особенно в регионах-реципиентах, при расчете индекса бюджетных расходов учитывается не полный перечень субъектных расходов, недостаточен учет региональных особенностей, отсутствуют согласительные процедуры, имеются и другие недостатки.
     

Рекомендации Национального экономического совета к проекту федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год". /// Бюро правовой информации: [http://www.bpi.ru/doc.asp?ob_no=12718], 25.09.2002.

Проекты: Экономика и управление | Право | Бухгалтерский учет и налоги |

Воспроизведение в любой форме представленных на сайте материалов допускается только с разрешения владельцев авторских прав.

EUP.RU - Copyright Р’В© 2002-2008
Экономика и управление на предприятиях,
Дмитрий Виноградов