Полнотекстовый поиск:




Если ссылка на документ, который Вас заинтересовал, не работает, сообщите об этом.

      К 2010 году Россия перейдет на стопроцентную оплату жилья. Что принесет реформа простым гражданам и как она будет проходить? К сожалению, четких ответов на эти вопросы пока не знает никто. Как часто бывает в России, все будет происходить методом проб и ошибок.
     
      Первыми заплачут богатые?
      Согласно программе, неимущие граждане, если они докажут свою бедность муниципальным центрам субсидий, будут получать дотации на специальные социальные счета из бюджета. До конца реформы в 2010 г. правительство будет гарантировать федеральный стандарт предельной стоимости коммунальных услуг на 1 кв. м, который рассчитает отдельно для каждого субъекта России. При этом уже установлено, что «потолок» оплаты составит 22% от среднего регионального семейного дохода.
      С 2010 г. федеральный стандарт уровня платежей будет отменен, граждане перейдут к стопроцентной оплате своего жилья, а цену за коммунальные услуги будет устанавливать свободный рынок. Однако день Х для состоятельных жителей трех российских городов — Москвы, Нижнего Новгорода и Тюмени — наступил значительно раньше. Стопроцентная оплата жилья введена здесь уже с 1 января 2002 года.
      Известно, что московское правительство еще в октябре объявило, что с 1 января 2002 г. москвичи, которых не признают бедными, будут платить за однокомнатную квартиру 800-1000 руб., за двухкомнатную — 1000-1500 руб., за трехкомнатную — свыше 2000 рублей. Правда, затем эти сроки перенесли на 1 июля. Сейчас идут разговоры, что 100-процентную оплату услуг ЖКХ могут вообще перенести на 1 января 2003 года.
      Между тем механизм разделения на бедных и богатых пока не разработан. В программе указано только, что претендующим на статус бедного посчитают все доходы, сложив денежные заработки, получаемые субсидии и предполагаемый доход от владения собственностью.
     
      У бедности есть предел
      Однако, как указывает большинство юристов, такая методика определения бедности (или богатства) может столкнуться как с проблемами в правовой сфере, так и открытым противодействием ей граждан.
      Напомним, что правительство города уже принимало решение о проведении с 1 октября 2001 г. эксперимента по 100-процентной оплате гражданами услуг ЖКХ. «Полигоном» эксперимента был выбран Зеленоград.
      По мнению начальника Управления городского заказа Владимира Стрельбицкого, Зеленоград был выбран в качестве эксперимента неслучайно, так как в нем «богатых меньше, а бедных больше, чем в целом в Москве». Доходы на одного человека до 2 тыс. руб. в месяц получают около 40% зеленоградских семей (в среднем по Москве этот показатель составляет 30%), а свыше 5 тыс. руб. — 20% (в столице — 40 процентов).
      По словам В. Стрельбицкого, планировалось, что полностью услуги ЖКХ будут оплачивать семьи, получающие доход свыше 6 тыс. руб. на человека в месяц. Остальным будут выдаваться субсидии. Власти Зеленограда тогда подсчитали, что обслуживание 1 кв. м жилой площади в их префектуре составит 22 рубля.
      Префект Зеленограда Анатолий Смирнов констатировал, что из 83 тыс. семей, проживающих в префектуре, 13 тыс. уже сегодня имеют право на субсидии. А после начала эксперимента за доплатами обратилось бы не менее 50 тыс. семей. То есть, бедных в Зеленограде, если применять к ним методику определения достатка, насчитывается сегодня не менее 60 процентов.
      С критикой эксперимента по 100-процентной оплате услуг ЖКХ в Зеленограде выступил тогда прокурор Москвы Михаил Авдюков. По его мнению, эксперимент потребовал бы дополнительной правовой доработки, так как после его начала жители Зеленограда были бы поставлены в неравные условия по сравнению с другими жителями Москвы. Многие зеленоградцы могли правомерно обратиться в суд с заявлением об ущемлении их прав и потребовать выплатить им компенсации.
      На одном из заседаний столичного правительства мэр Юрий Лужков заметил, что вводить 100-процентную оплату жилкомуслуг для всех москвичей можно будет не ранее чем через 5-7 лет. По мнению мэра, сначала надо проработать правовые аспекты эксперимента, о которых говорил прокурор столицы, и только затем внедрять его в жизнь.
      К мнению Ю. Лужкова тогда прислушались не только его подчиненные, но и федеральные власти. Эксперимент в Зеленограде, не успев начаться, был приостановлен. Кстати, этому поспособствовала негативная реакция зеленоградцев, некоторые из которых вообще пригрозили властям провести акции гражданского неповиновения.
      И вот колесо снова завертелось. После решения федерального правительства Москве, скорее всего, не удастся проводить самостоятельную политику в отношении 100-процентной оплаты услуг жилищного-коммунального хозяйства. Что в этом случае ожидает москвичей?
     
      Москвичей поделят на категории
      Столичным правительством планируется, что тарифы на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) будут одни для всех, но некоторым москвичам городские власти будут выплачивать компенсации. Для этого всех горожан разделят на три категории.
      Самые малообеспеченные — это те, кто получает от города жилищную субсидию. Они так и будут платить за жилье и ЖКУ не более 13% своего совокупного дохода, как это установлено соответствующим московским законом. Одновременно с повышением тарифов предлагается увеличить и субсидии. Сейчас их, кстати, получают 350 тысяч московских семей.
      Граждане, чей среднедушевой доход не превышает 8,5 тыс. руб. и которым положены субсидии на оплату ЖКУ — самая большая группа москвичей. Предполагается, что все они должны будут принести в ДЕЗы справки о своих доходах с места работы и заявления с просьбой о бюджетной дотации.
      Третья, самая обеспеченная группа москвичей — те, чей доход превышает 8,5 тыс. руб. в месяц на одного члена семьи. Они должны будут платить по полному тарифу.
      Эксперимент с повышением тарифов начался с того, что жителям элитных домов и товариществам собственников жилья (ТСЖ) уже в январе этого года прислали платежки с максимально высокими ставками оплаты за наем и коммунальные услуги. А вот решение — оплачивать их или нет — каждый квартиросъемщик или владелец приватизированной квартиры принимает сам. Тот, кто посчитает ставки приемлемыми, будет их оплачивать добровольно. Те же, кто не согласится с тарифами, могут прийти в ДЕЗ с просьбой пересчитать квартплату и услуги исходя из ставок, принятых Мосгорду
      мой в сентябре. В этом случае им не посмеют отказать, так как по закону ставки на жилье и ЖКУ в Москве определяет только Мосгордума.
      На начало апреля стало известно, что добровольно оплачивать все 100% за услуги ЖКХ в Москве согласились немногие — по данным мэрии столицы, около 8% москвичей. Но и эти цифры лукавые. Дело в том, что власти Москвы обязали всех городских чиновников, независимо от их оклада, выплачивать квартплату полностью. Об этом, кстати, признался на одной из пресс-конференций и руководитель столичного стройкомплекса Владимир Ресин: «Да, я сам и мои подчиненные будем платить за жилье полностью». Вот такая получается добровольно-принудительная реформа. О «настоящих» доб
     
      ровольцах статистика умалчивает.
      Кстати, владельцам нескольких квартир (неважно, элитные они или нет) платить за излишки жилья и его эксплуатацию придется по полному тарифу. Компенсации им не положены, даже если они относятся к категории малообеспеченных. Такое положение действует в Москве уже с 1999 года.
     
      Собственника не выселят
      В настоящее время в России существует три типа жилья: муниципальное, кооперативное и приватизированное. Большую часть жилого фонда составляют муниципальные квартиры, то есть те, которые фактически принадлежат государству. Кооперативных квартир с каждым годом становится все меньше и меньше — они в основном строились при советской власти. Их особенность в том, что жилье даже после выплаты владельцем за нее денег находится в собственности кооператива. Третий вид жилья — приватизированные квартиры, которые считаются собственностью самих жильцов.
      В зависимости от того, в какой квартире проживает злостный неплательщик услуг ЖКХ, существует собственная методика воздействия на него.
      Если неплательщик является членом жилищного кооператива, то правление кооператива вправе продать его квартиру. При этом вырученные деньги не пропадут — их отдадут экс-владельцу жилья (за вычетом задолженности). Но практика пока не зафиксировала ни одного случая такого воздействия на «кооперативного должника».
      Согласно Жилищному кодексу власти могут спокойно выселять злостных неплательщиков, проживающих в муниципальных квартирах. Но при этом им должны предоставить жилье по минимальным социальным нормативам (не менее 6 кв. м жилой площади на человека). Как правило, это квартиры гостиничного типа. Однако, и здесь есть оговорки. Какова бы ни была задолженность, не имеют права выселять семьи, в которых есть малолетние, больные туберкулезом, инвалиды I и II групп и некоторые другие категории льготников.
      Сложнее (для властей) обстоит дело с неплательщиками услуг ЖКХ, проживающими в приватизированных квартирах.
      С одной стороны, выселить их теоретически реально. Но сделать это можно только через суд. Как утверждают юристы, судиться в этом случае для истцов будет накладно. Единственный практический способ воздействия выглядит сегодня так: не платит за свет — выключат свет, не платит за воду — выключат воду.
      В любом случае власти не могут выселить тех, кто живет «под завязку» даже в приватизированной квартире, то есть на том количестве квадратных метров, которые предусмотрены Жилищным кодексом. На сегодня — это 16 кв. метров. И если в квартире прописано больше людей, чем это предусмотрено нормами, то их никогда никто не сможет не только выселить, но и отключить им газ, свет или воду.
      При этом «отрубить» эти прелести цивилизации в отдельно взятой квартире просто невозможно. Например, для того чтобы прекратить подачу воды, необходимо перекрыть стояк, тем самым лишив водоснабжения половину жильцов подъезда. Точно такая же ситуация и с электричеством. Лишив ни в чем неповинных жильцов дома удобств, работники ЖЭКа просто грубо нарушат закон. Так что в этом отношении санкции против неплательщиков еще не придуманы.
     
      Работай за квартплату
      Между тем, в Правительстве Москвы разрабатываются цивилизованные методы борьбы со злостными «отказниками».
      Так, одним из таких способов решения проблемы власти считают разрешение неплательщикам квартплаты отрабатывать необходимую сумму на общественных работах. Они смогут, написав соответствующее заявление, убирать подъезды и дворы, участвовать в озеленении города. Деньги за их труд, начисленные по существующим тарифным расценкам, пойдут на погашение задолженности.
      Эта практика в виде эксперимента уже была применена в некоторых районах Москвы (например, в Лианозово) и Подмосковья (в Чехове) и хорошо зарекомендовала себя. В столице более 600 злостных неплательщиков согласились отработать задолженность по квартплате общественно-полезным трудом. На данный момент это, пожалуй, один из немногих примеров реформы ЖКХ в действии.
     

Пряников Павел. Квартирная плата по-новому. // Кваритра Дача Офис. - 2002. - №103.

Проекты: Экономика и управление | Право | Бухгалтерский учет и налоги |