Существуют две различные системы электронной коммерции: “бизнес-бизнес” (business-to-business, B2B) и “бизнес-клиент” (business-to-consumer). Участниками первой группы приложений являются корпоративные пользователи, использующие Интернет для безналичных платежей. По данным исследования компании Forrester Research, 85% оборота электронной коммерции приходится на взаимоотношения между компаниями, что, в общем, соответствует ситуации в обычном, невиртуальном мире, где на розничные продажи приходится не более 15% торгового оборота. Ко второй группе, помимо розничной торговли через Интернет-магазины, следует также отнести такие виды деятельности, как осуществление банковских операций не выходя из дома (home banking), брокерские услуги, страхование и т. п.
Существует также термин “электронный бизнес” - это когда все стороны деловых отношений, включая продажи, маркетинг, финансовый анализ, платежи, поиск сотрудников, поддержку клиентов и партнеров, перенесены в Интернет. В силу глобальности Интернета это означает непрерывное общение с каждым поставщиком, партнером и клиентом, а зачастую всех друг c другом. Дилеры вместо традиционного размещения заказов через менеджеров по сбыту, работающих в компании-поставщике, сами следят за ее базой данных, в которой отражено текущее состояние складских запасов. Поставщики промышленных предприятий подключены к складским информационным системам и сами следят за уровнем запасов, обеспечивая график поставок “минута в минуту”. Транспортные компании имеют доступ к информационной системе службы сбыта, чтобы заранее спланировать график перевозок, и т. д.
Паршенцев А.А., Шимук А.С. Проблемы и перспективы развития электронных магазинов. // Маркетинг в России и за рубежом.- №3. - 2000.
|