Полнотекстовый поиск:




Если ссылка на документ, который Вас заинтересовал, не работает, сообщите об этом.

Статьи

Гутник В., Оттнад А.
МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СИСТЕМЕ ФЕДЕРАЛИЗМА: ГЕРМАНСКИЙ ВАРИАНТ.

Источник: Проблемы теории и практики управления
Разделы: Мировая экономика , Финансы и кредит
Полный текст: HTML (открывается в новом окне)
      В федеративном государстве экономические взаимоотношения между центром и регионами определяются главным образом бюджетным порядком. Подлинная федерация реализуется только при условии финансовой (т.е. бюджетной) автономии ее субъектов. Степень такой автономии может быть различной, а вмешательство центра в финансовую сферу регионов бывает иногда не только не враждебно принципам федерализма, но, напротив, содействует его становлению и укреплению. Важно знать меру, время и конкретные способы воздействия центральных органов власти на финансовое положение регионов, формировать межбюджетные отношения, адекватные хозяйственному и социальному порядку в государстве.
      Вместе с тем было бы неверно выводить какие-то единые правила для межбюджетных отношений любого федеративного государства. Специфика его формирования, исторические и культурные особенности развития, хозяйственный и социальный порядок – таков лишь неполный перечень факторов, обусловливающих ту или иную форму финансовых отношений между центром и регионами в отдельной стране. Существуют и некие общие принципы, но и они могут находить различные методы реализации. Поэтому при рассмотрении механизма германского бюджетного федерализма необходимо иметь в виду, что этот опыт, поучительный для многих стран и не в последнюю очередь для России, далеко не универсален.
      Что касается России, то она пока плохо вписывается в ряд западных федеративных государств именно потому, что формальная федерация здесь построена на иных принципах. Если в Германии, Швейцарии или США федерации создавались снизу (землями, кантонами, штатами), причем органы союзного государства получали столько полномочий, сколько отмерили им участники договора об объединении, то в России федерация возникла и развивается как процесс децентрализации унитарного государства.
      Однако нынешнюю российскую систему можно и нужно последовательно видоизменять в сторону становления истинно федеративных отношений, и первостепенное значение тут, на наш взгляд, может иметь создание “финансовой конституции” как составной части Основного закона страны. Яркий пример в этом плане представляет Германия.
     

Гутник В., Оттнад А. Межбюджетные отношения в системе федерализма: германский вариант. // Проблемы теории и практики управления. - 2001. - №31.

Проекты: Экономика и управление | Право | Бухгалтерский учет и налоги |